Электропоезд для многих новосибирцев – это сугубо летний вид транспорта, пригодный для поездок на дачу или на Обское море. Однако именно большой пассажиропоток означает для УВД на транспорте рост количества преступлений. Жертвой мошенников и грабителей чаще всего становятся пассажиры поздних электричек, а наиболее опасные в криминогенном отношении направления – южное и на Кузбасс. На последнем особенно активно работают наркоторговцы. Об этом и о многом другом НГС.НОВОСТИ рассказал командир отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции, непосредственно подчиненного Западно-Сибирскому УВД на транспорте, подполковник милиции Андрей Бридня.
В чем состоит ваша работа?
Наш батальон занимается сопровождением поездов формирования Западно-Сибирской железной дороги. Приоритетные направления для нас – это электропоезда и фирменные поезда. В прошлом году упор делался на пассажирские поезда. Сейчас мы в связи с анализом обстановки перешли к тому, что будут сопровождаться практически все электропоезда местного сообщения. Личного состава на все электропоезда не хватает. Сопровождаться будут наиболее криминогенные электропоезда – для этого делается еженедельный анализ, а также срез преступлений – что и где происходит.
Совсем недавно мы сделали срез на направлении Новосибирск – Карасук. Там картежники просто «задавили». Мы стали сопровождать этот поезд, и буквально в течение трех-четырех месяцев ситуация улучшилась. За последние три года на всех поездах, которые мы сопровождаем, нет ни одного нераскрытого преступления. Если в поезде совершено преступление, и пассажиром вовремя подано заявление, которое принято нашим нарядом, то преступление будет раскрыто.
Какие правонарушения являются наиболее распространенными в поездах?
Очень большой спор вызывает вопрос курения в тамбурах. Несколько тысяч людей предупреждаются каждый год. Многие считают: «Ну подумаешь, проблема – вышел человек покурить!» Если полвагона курит, то даже если мы не будем учитывать комфорта тех, кто сидит и не курит, не следует забывать о том, что вагон горит три минуты, а чтобы поезд остановился, надо семь.
Если хоть один вагон в забитой дачниками электричке загорится, любой террористический акт покажется по сравнению с этим сказкой.
Второе распространенное правонарушение – это распитие спиртных напитков и пьяные граждане в электричках. Все знают, что распитие карается законом, но милиция здесь выполняет даже не только карательную функцию, хотя и это есть – вульгарное поведение пьяного человека не нравится окружающим. Но в первую очередь пьяный гражданин сам подвержен нападению, ограблению или избиению. Он может просто упасть с электрички – были десятки случаев, когда человек выходит на станции и, промахнувшись мимо ступеньки, летит вниз головой.
Больной вопрос в электропоездах и в обычных поездах – это драки. Часто бывают пьяные драки: сели, выпили, потом не понравилась прическа у кого-то, одежда – начинается потасовка. Люди спрашивают, что им делать, если они становятся свидетелями такого. Здесь можно дать такой совет: не надо кидаться разнимать, не надо геройствовать. Есть для этого определенные правила: если вы увидели конфликтную ситуацию, перейдите в соседний вагон, где есть кнопка вызова машиниста – передайте машинисту, что идет драка. На следующей станции зайдет наряд, если его нет в этот момент в электричке, либо наряд подойдет тут же. Если в вагоне много народу, поднимите крик сразу, не давайте человеку распоясаться – он начинает наглеть, когда чувствует, что запугал вагон.
Часто в электропоездах совершаются такие преступления: женщине в переполненном вагоне надо выйти в тамбур. Она оставляет свою сумочку, чтобы ее место не заняли, возвращается обратно, а на ее месте сидит кто-то другой, сумочки, естественно, нет – начинается конфликт. Распространенный вид мошенничества, когда просят позвонить по телефону, двери открываются, и преступник убегает.
Какие пригородные направления наиболее криминогенные?
Это направление на Искитим и далее – там постоянно задерживают наркоманов. А если брать поезда на Тогучин, то там грабежи. Однако нельзя сказать, что все электрички на этих направлениях у нас будут 100-процентно сопровождаться. За неделю приходят данные, эти данные анализируются. В основном грабежами занимаются одни и те же люди – один раз, два, три, пока их наконец не схватят. И потерпевшие, к сожалению, часто думают: «Ну вот, украли телефон. Жалко, но что я буду в милицию ходить жаловаться?» Да не в жалобе дело. Чем больше вы расскажете, тем быстрее будет раскрыто аналогичное преступление.
Станция Инская – постоянные грабежи, а из Искитима едут наркотики. Весной и в начале лета больше преступлений совершается на кузбасском направлении, в середине и в конце лета – на южном. Летом оживляются карманники.
Летом усиливается количество нарядов, что стабилизирует ситуацию. Количество сотрудников как было 250, так и останется, но они будут концентрироваться на особенно опасных направлениях. Чаще всего преступления совершаются, конечно же, в вечерних поездах. В часы пик тому же преступнику те же бабушки-дачницы руки смогут выкрутить, если их полный вагон. Я не знаю и случаев, чтобы в утренних поездах, когда люди едут на работу, совершались какие-либо преступления регулярно.
Какова статистика преступлений на железнодорожном транспорте?
Если в прошлом году было за четыре месяца выявлено 70 преступлений, то в этом году – 181. За весь прошедший год было выявлено 39 355 административных правонарушений и 457 уголовных преступлений, а совершено намного больше. Наша головная боль – нежелание граждан давать ход делу и участвовать в процессе. Случается, что мы раскрываем преступление и находим украденную вещь, но граждане отказываются писать заявление.
Как часто меняется кадровый состав вашего подразделения?
До 80% сотрудников работают по 15 лет. Работа имеет свои особенности. Это на территории поднял трубку, позвонил, и тут же выехали наряд или группа быстрого реагирования. А тут 2-3 сотрудника должны порой решать проблемную ситуацию с 20-30 людьми.
Есть ли какие-то особенности технического оснащения ваших сотрудников?
У нас есть КПК, которые выдаются милиционерам, и в них забивается база данных всех, кто находится в розыске. Сотрудник прямо в поезде выясняет, находится человек в розыске или нет. В моем подразделении таких компьютеров 37 штук – их хватает на все наряды, и это весьма ощутимая помощь. Два года назад такие компьютеры появились в Москве, мы с ними работаем порядка полугода и в день задерживаем до 3-4 человек, которые находятся в розыске.
Не всегда пассажиру удобно заявить о правонарушении по устройству связи с машинистом. По какому телефону можно позвонить?
229-58-69 – это телефон дежурной части нашего отдельного батальона сообщает НГС. |