Гуру цифровых технологий и один из пионеров их использования в современном искусстве профессор Токийского университета Юичиро Кавагути приехал в наш город в рамках 4-го международного фестиваля «aniGma». Новосибирск уже знаком с удивительными картинами г-на Кавагути, но теперь мастер цифрового искусства показал в кинотеатре «Победа» пластическую видеоинсталляцию. Сюрреалистический пейзаж на экране кинозала жил своей жизнью и реагировал на движения танцоров группы «Система единиц» («Вампитер»). Перед корреспондентом НГС.НОВОСТИ г-н Кавагути предстал в образе веселого и жизнерадостного японца, правда, с каждой минутой он все больше начинал напоминать экстравагантного профессора из фантастического голливудского фильма.
С чего и когда началось ваше увлечение цифровыми технологиями в искусстве?
В 1975 году. Тогда я впервые сделал нечто относящееся к искусству именно на компьютере. Меня заставило сделать это то, что я был очарован красотой раковин, которые существуют на Земле несколько миллиардов лет. Это подвигло меня математически рассчитать то, как они строились и создать эту модель на компьютере. Форма раковины очень красива для человеческого глаза и с точки зрения математического расчета. Она очень похожа и на спирали нашей Вселенной, и на то, как выглядит Млечный путь. Мне очень хотелось полететь в космос, а эти завороты раковины напомнили мне его. Я был просто очарован этой красотой. Это – первое, что я сделал в 70-х годах. И я решил соединить математику с искусством.
Вас называют гуру цифровых технологий, а кто для вас является гуру?
Не столько в компьютерной графике, но человек, о котором я думал, когда создавал свои произведения, это – Леонардо да Винчи. Он тоже соединял в чем-то искусство и математический расчет. Я на него пытался равняться, когда творил свои произведения.
Где еще находят применение ваши работы, кроме как в художественных выставках и театральных видеоинсталляциях?
Один из проектов – создание роботов, которые воспроизводили бы движения живых существ, например, таких как медузы или кальмары, а потом запуск этих существ в космос. Как минимум – на Луну или Марс, максимум – за пределы Солнечной системы. Вылет в космос таких произведений – необходимый элемент проекта. Используя человеческие гены, хотелось бы сделать существ похожих на людей. Не механизмы. Тем самым можно запустить в космос опыт и знания, накопленные человечеством.
То есть вы рассчитываете создать не просто роботов, а некие биологические существа?
Новые биологические виды. Не обычные машины из металла, как все роботы, а именно некие биологические создания. Так как полет в космос занимает много лет, надо создать такие существа, которые бы сумели прожить все это время и еще что-то донести. Существа должны быть нового типа: не трехмерные, а четырех-, пятимерные и т.д. Они должны быть созданы из какого-то особого материала, который бы делился и собирался, делился и собирался… Надо, чтобы они смогли устоять перед световой скоростью. А человеческое тело не выдержит такого полета. Чтобы облететь всю Вселенную, нужен более прочный материал, чем человеческое тело. Но должен быть сделан акцент на генетических технологиях.
А цель этой миссии какова?
Выжить. И продлить жизнь. Не столько продлить жизнь самим этим существам, сколько человечеству в целом. Если сравнивать с динозаврами, то человечество через какое-то относительно короткое время закончит свое существование. Поэтому нужно искать пути отступления, например – в космос. А так как свет, по сути, движется очень медленно, то и нужно думать, как воплотить все это в четырех-, пятимерном пространстве и т.д. Эти существа будут продолжением человечества: они смогут нести в себе наш прошлый опыт, летать в космос, быть четырехмерными, продолжать развиваться, самовоспроизводиться и т.д. В общем, впереди пойдет искусство, а за ним – наука. Но самое главное для того, чтобы эти новые существа не разрушили и не поработили нашу культуру, надо отправить их куда-нибудь подальше.
Для такой глобальной идеи может стоит найти спонсора, например…
(Смеется) Это будет государственный проект!
…Билла Гейтса?
О-о! (Смеется) Было бы неплохо! Это – даже лучше, чем государственный проект! У меня есть друзья в Голливуде, которые занимаются компьютерной графикой. Может, они чем-то помогут.
Насколько я знаю, среди ваших друзей в Голливуде есть и те, кто создал «жидкого» терминатора в фильме «Терминатор-2»?
Да. Произведения, которые я сделал 20 с лишним лет назад, и послужили в качестве идеи для создания этого терминатора. Я говорил об этом в интервью для японского телевидения. Это были мои медузы, такие все переливающиеся, жидкие. Они и стали основой для модели Т-1000 (модель «жидкого» терминатора в фильме «Терминатор-2» – прим. автора).
А что это за проект «новая эстетика жизни», над которым вы работаете в Токийском университете?
Вот, например, история кино. Она насчитывает более 130 лет, а новая эстетика – то, что возникнет не как просто плоское двухмерное изображение, а трехмерное, которое будет еще реагировать на прикосновения. Смотришь фильм, где появилась какая-то трехмерная вещь – хоп! И экран выдвинулся по направлению к вам. А так как есть люди, которые не очень хорошо уворачиваются от всяких выступающих из экрана предметов, то будут разные уровни: уровень для начинающих, для бабушек и дедушек, например, средний уровень и т.д. Один и тот же фильм можно будет смотреть на разных уровнях. Вот такого плана вещи – на стыке культуры и спорта.
А если не успеешь увернуться от выступающего из экрана предмета?
Ну, прилетит экраном. (Смеется) Сейчас это все уже есть, но пока предметы ненамного высовываются из экрана, а в будущем – до 5 – 6 метров можно будет увеличить это расстояние.
А что еще в нашем мире может перейти в ближайшее время в разряд цифры? Кино, фото, телевидение, даже театр – уже становятся цифровыми…
Мозг, сердце, сосуды… Видимо, с помощью цифровых технологий можно будет как-то контролировать изнутри анатомические особенности человека, его внутренности.
А это не опасно? Вспомним распространенные фантастические сюжеты о порабощении человека искусственным разумом.
Может быть, опасно, может – не опасно… (Смеется) Поэтому, надо их куда-то подальше отправить – на Марс или еще куда. Но человечеству необходимо преодолеть эту опасность и развиваться дальше.
Какую мудрую мысль для себя вы усвоили в жизни?
Самым мудрым я считаю не столько какую-то фразу, сколько принцип, которому я следую до сих пор: искусство и спорт должны развиваться и совершенствоваться вместе, в одном ключе. И самым важным, я считаю, надо испытать все на себе. Живой опыт – бесценен! Художник, творец должен путешествовать как можно дольше, забираться в самые труднопроходимые места: джунгли, морское дно, космос и т.д. Искусство должно находиться на грани с выживанием. Если испытывать все на себе, ориентироваться на природу, на личный опыт, то технологии развиваться будут только сильнее.
Так вот почему вы приехали в Новосибирск – это для вас такой способ находиться на грани выживания?
(Смеется) Новосибирск меня поразил тем, что сто с небольшим лет назад здесь еще толком ничего не было. Это – очень новый город, который как раз был построен на принципах выживания. Даже больше, чем «новый», здесь подходят такие слова – «развивающийся», «бросающий вызов». Может быть, 200 лет назад здесь вообще не было никого – одни медведи и лисы. Поэтому, для меня такие места, где сохранился, так сказать, дух дикой природы, несут некое очарование сообщает НГС. |