Как существует музыкальный рынок Новосибирска в свете последних событий, когда в борьбе против «пиратов» – распространителей нелицензированной продукции начинают устраивать показательные акции-«зачистки»? Что слушает рядовой новосибирец, регулярно покупающий CD-диск? Что влияет на увеличение продаж музыки того или иного формата? Есть ли вероятность, что CD отомрет так же, как и «винил»? Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с руководителем отдела поставок фирмы «Агарта» Олегом Недобежкиным.
Новосибирский рынок музыки на CD имеет свои особенности?
Я не думаю, что есть какие-то особенности, которые отличают его от рынка в целом. Как формируются предпочтения потребительские? «Муз-ТВ», MTV… Как они идут на всю Россию, так и Новосибирск не обходят стороной. И точно также влияют на потребителя. Что людям вкладывают в уши, то они и покупают в дальнейшем.
Наверняка радиостанции влияют на предпочтения массового покупателя музыки на дисках?
Да. Вот «Наше радио» закрылось, и как такового радио с русским роком в городе уже нет. И это на потребительских предпочтениях сказывается, на самом деле. Раньше гораздо больше было интереса к старому русскому року – к тем же DDT, «Машине времени», БГ.
А какие-то еще изменения с этим рынком происходят?
R’n’b, латино захватывают рынок. Возникает все больший интерес к такой поп-музыке. Клуб «Рок-Сити» нимало этому способствует своими вечеринками.
В целом количество продаж музыки на CD как изменяется? Увеличивается?
Нет, падает. Это – мировая тенденция, которую мы тоже ощущаем. Покупают, скажем так, не больше. Размер сети у нас растет (в городе – 7 магазинов, всего – около 40, в региональном развитии мы идем на Восток), но вот увеличения конкретно музыкальной составляющей мы не видим. Интерес ослабевает. Я считаю, что главная причина – локальные сети, которых очень много. Один человек на микрорайон покупает диск, выкладывает его в сеть, а 5000 слушают его бесплатно. К тому же умирает культ материального носителя. У современного поколения есть i-pod, и материальный носитель уже не важен. Как оформлен, какой буклет, сколько фотографий… Музыка как таковая их вполне устраивает.
В свое время любители «винила» сокрушались по поводу того, что CD его похоронит. Сейчас, получается, начинаются похороны уже самого CD?
Да, шествие уже началось.
А какую музыку (по формату) покупают в Новосибирске больше всего?
Вот топы розничных продаж за апрель. На первом месте – Nelly Furtado («Loose», 2006), далее – Tokio Hotel («Zimmer 483», 2007) и Justin Timberlake («Future Sex/Love Sound», 2006). Из российских – лидер МакSим, причем релиз у альбома состоялся ровно год назад, но до сих пор продается, и по продажам среди российского диско он до сих пор на первом месте. «Город 312» в лидерах среди российских исполнителей.
Отрадно видеть, что «Машина времени» с новым альбомом «Time Machine» наверху (5 место в рейтинге розничных продаж «Агарты» за апрель – прим. автора) и Пелагея (6 место – прим. автора). Про нее сложно сказать, из-за чего так высоко поднялась – из-за того, что начала и засветилась именно в Новосибирске, и люди ее поддерживают или… Безусловно, музыка у нее качественная, но есть у меня такие подозрения, что поддерживают именно СВОЮ. И интерес к ней из-за того, что она отсюда.
А остальные продажи – клубная музыка: ди-джейские сборники, ди-джейские миксы. Какое-то время назад мы не уделяли этому должного внимания и проигрывали. Сейчас существенно расширили свое предложение по ди-джеям. Но есть такая сложность: ди-джейский диск популярен буквально две недели. Если ты не угадал с первым заказом и перебрал, то диск останется лежать на полках. Потому что следом за ним подойдут еще десяток таких же.
Рок-музыка в этом апрельском топе не лидирует, а какое место занимает шансон?
В нашем апрельском Топ-15 он есть. Это – Трофим с альбомом «Следующая остановка» (13 место – прим. автора) и Андрей Бандера с диском «Потому что люблю» (8 место – прим. автора). Но засилья шансона нет, по крайней мере, в апрельском топе.
«Агарта» в начале этого года выпустила свой первый собственный диск – «Молодой рок Сибири»…
Сейчас у нас в печати уже второй диск. Он тиражируется на заводе. Официальная дата выхода – конец апреля. В планах – выпустить еще и третий диск.
А чем объяснить обращение «Агарты» к музыке, которая не популярна, исходя из вашего топа продаж?
Есть такое ощущение, что потребитель поп-музыки – нестабилен. Сегодня он есть, а завтра его нет. А рокер всегда будет покупать. Мы пытаемся воспитать такого потенциального покупателя. Кроме того, это – хороший способ для пиара, чтобы заявить о себе: мы поддерживаем сибирский рок.
Как успешно продается ваш первый диск?
Вышел он тиражом в 1000 экземпляров. Где-то половина уже реализована. Продается он по всей нашей сети, не только в Новосибирске. Скорость продаж нас устраивает. Мы даже готовились к худшей ситуации. Отрадно, что и оптовики его берут. Диск очень сложно «пошел»: в первые недели его очень плохо покупали. Мы уже думали, не закрыть ли нам проект? Какой третий сборник, второй думали выпускать ли… Но потом народ раскачался. Помогли и фестивали в Фан-клубе «Горизонт», очень сильно помог Леша Петросян (группа GlaZa) со своим гимном. У него есть песня «Мой мир – Агарта», он (Алексей – прим. автора), правда, открещивается: это – не заказное, не для «Агарты»… На самом деле, что такое Агарта? Агарта – это столица Шамбалы. Где-то там, в Тибете или на Алтае, есть вход в Шамбалу и соответственно в Агарту.
А вы заказывали ему эту песню?
Нет. (Улыбается). Денег он за это не получал. Просто мы ему сказали: Леша, хорошо было бы… Он внял.
Последнее время становится актуальным вопрос по отслеживанию авторских прав. Проходят даже регулярные «зачистки». Это как-то на вас сказывается?
А нам чего бояться? Вся наша продукция – лицензионная. Эти «зачистки» наоборот нам на руку. У нас давние отношения со всеми нашими поставщиками, с правообладателями, так что тут все нормально. Если говорить о каком-то доверии, то наша ситуация – показательна. Для того чтобы продавать в день релиза диск, фильм и т.д., например, в Барнауле, его надо в Новосибирск привезти накануне. Чтобы на складе его упаковали, все наклеили, собрали в коробочки и довезли до Барнаула. Нам отдают релизы заранее. Наши поставщики верят в то, что у нас это не будет продаваться сегодня, а будет продаваться только завтра. А ко всем антипиратским акциям я достаточно субъективно отношусь: мне кажется, что они будут мало эффективны и какого-то сильного воздействия на пиратский рынок они не возымеют. Как продавалось DVD «10 в одном», так и продается. Как продавались сборники mp3 «12 в одном», так они и продаются.
Можно ли, посмотрев на цену CD, сказать, что это пиратский или лицензионный диск? Меньше какой суммы не может стоить действительно лицензионный диск?
Сложно однозначно сказать. У нас продаются лицензионные диски за 50 рублей, которые попали на распродажу. Распродажная цена часто для нас идет в минус, но это – все равно выгодно: диск занимает место на полке, где можно поставить другой, который продастся быстрее и быстрее принесет прибыль. Исключительно по уровню цены все время оценивают правоохранительные органы, которые приходят, смотрят и говорят: «О, а что так дешево? Пиратство что ли?» У нас бывало такое. Когда, например, развивался рынок лицензионного DVD, цена входящая была очень низкой – специально, чтобы перебить пиратов. И тогда возникало непонимание – почему так дешево? Сейчас цена в 99 рублей – абсолютно нормальная для российского издания, зарубежная лицензия – 120 рублей и выше.
И каковы перспективы развития рынка продаж музыкальных CD?
Это затухание будет продолжаться. Если не случится чего-то такого… Новая Земфира, например, появится. В борьбу с пиратами я не верю, если честно сообщает НГС. |