Число споров между хозяйствующими субъектами в Новосибирске увеличивается пропорционально росту экономики. Арбитражным судам все сложнее справляться с таким объемом работы. В этой ситуации напомнить о себе решили третейские суды. В обмен на так называемый «третейский сбор» негосударственный арбитраж предлагает истцу и ответчику сэкономить время и нервы. В некоторых случаях судиться в частном порядке могут и физические лица.
«Большинство слабо понимает, что такое третейские суды. В то время как это явление развивается достаточно бурно», - сетует председатель «Сибирского третейского суда» Михаил Морозов.
Третейский суд разрешает правовые споры между двумя сторонами, каждая из которых должна дать отдельное согласие на такой способ разрешения конфликта. Зато если такое согласие получено, последующее решение третейского судьи обязательно к исполнению, подобно вердикту государственного арбитража. По нему выдается исполнительный лист, выполнение иска обеспечивают судебные приставы. Если дело уже рассмотрели в третейском суде, подать аналогичный иск в государственный арбитраж не получится.
Новосибирск – единственный регион за Уралом, где третейские суды относительно развиты.
Однако, признает Михаил Морозов, само понятие третейского суда в России успело себя дискредитировать. Одни негосударственные суды создавались для обслуживания интересов крупных холдингов. Другие брали на себя полномочия государства – расторгали браки, восстанавливали на работе и даже легализовывали краденые автомобили. «Понятно, что после этого государство, мягко говоря, не способствовало развитию третейского движения», - говорит юрист.
Тем не менее, с принятием закона «О третейских судах» ситуация начала меняться, уверяют сибирские третейские судьи. По мнению председателя «Сибирского третейского суда», Новосибирск входит в четверку ведущих регионов России по развитию третейского движения. В год новосибирские третейские суды рассматривают несколько сотен дел. Чаше всего в частный арбитраж попадают иски от двухсот тысяч до миллиона рублей.
Обычно к услугам третейских судей прибегают компании, работающие в рискованных секторах экономики – кредитные организации, а также компании, работающие без предоплаты. Главное преимущество третейского суда – скорость и прозрачность рассмотрения дела, позволяющая экономить на судебных издержках, даже с учетом так называемого третейского сбора.
Кроме того, у третейских судов имеется своеобразный антикоррупционный механизм, которого нет у государственного арбитража – явным образом склонившись на сторону одного из спорщиков, судья сразу подрывает доверие к себе, вместе с авторитетом у юристов теряя перспективу заниматься третейской практикой и дальше.
Впрочем, новосибирские заводы, отгружающие продукцию без предоплаты, пока не торопятся добавлять в договоры с клиентами так называемый «третейский пункт», который позволит взыскивать долги посредством третейских механизмов. Останавливают новосибирских производителей - помимо не вполне восстановленного имиджа частного арбитража – и другие недостатки третейских судей, которые иногда парадоксально вытекают из их же преимуществ.
Крупные компании и естественные монополисты Новосибирска – а именно на них часто пытаются повлиять через суд - не горят желанием выносить иски в свой адрес на третейское разбирательство.
Монополисты зачастую заинтересованы в затягивании и непрозрачности арбитража, объясняет Михаил Морозов.
Простому новосибирцу третейский суд может быть полезен лишь в некоторых случаях – например, если он недоволен медицинским обслуживанием в частной клинике и желает возместить ущерб. В Новосибирске существует уникальное правовое заведение – медицинский арбитраж, который занимается исками о причинении вреда здоровью.
Председатель «Медицинского Арбитража» Игорь Васильев признает, что пока рассмотренные иски исчисляются единицами – несмотря на то, что такой вариант рассмотрения тяжбы выгоден самим частным клиникам, поскольку приватное рассмотрение иска позволяет уберечь имидж заведения.
Чаще всего новосибирцы подают иски к стоматологам, косметологам и гинекологам.
Пациенту медицинский арбитраж позволит сэкономить время. Скорость рассмотрения дел, уверяет Игорь Васильев, здесь в десять раз выше, нежели в государственном арбитраже. Единичность исков, по его словам, связана с позицией самих пациентов, которые не обращаются за денежной компенсацией в гражданские суды, а сразу пытаются возбудить уголовные дела.
В третейский суд идут люди, изначально настроенные на компромисс, резюмирует он сообщает НГС. |