В мультипликационном рекламном ролике, где три девушки подумывали о покупках в магазине кожаной и меховой одежды «Ист-Нова», Новосибирское УФАС обнаружило признаки нарушения законодательства о рекламе. Дело в том, что в ролике мультяшные девушки курили. Комиссия УФАС признала такую рекламу не соответствующей требованиям законодательства. В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процесса курения.
Впрочем, заявителя задел не только процесс курения. В заявлении физического лица Людмилы Колесниковой сказано, что «в рекламе магазина меховой кожаной одежды «Ист-Нова» использованы непристойные оскорбительные образы в отношении женского пола, а также демонстрация процессов и потребления алкогольной продукции».
Особенно заявительницу задело то, что, по ее мнению, в рекламном видеоролике магазина девушки изображены в непристойном виде: в состоянии алкогольного опьянения, в чулках и очень коротких юбках, с декольте, открывающим обнаженную грудь.
Однако эксперты УФАС в своих заключениях опирались не на личные эмоции, а букву закона. Они нашли очевидным нарушением только одно – демонстрацию в рекламном ролике процесса курения. Что касается всего остального, то, по данным представителей УФАС, в законах российской федерации нет запрета на ношение того или иного вида одежды. Кроме того, в рекламном ролике только одна из девушек в декольте. Остальные – в непрозрачных топах и показаны только выше пояса.
Мнение заявителя об алкогольном опьянении персонажей рекламного видеоролика также было подвергнуто сомнению. По мнению экспертов УФАС, непристойных сцен и состояния алкогольного опьянения в ролике нет и процесса потребления алкогольных напитков не показано. В ролике девушки находятся в уравновешенном состоянии, у них связанная речь.
Впрочем, заявитель Людмила Колесникова во время слушаний попросила комиссию еще раз посмотреть рекламный ролик, сказав, что «наполовину не согласна» с заключениями специалистов УФАС.
«Ролик начинается с момента, когда камера показывает ноги девушки в мини-юбке снизу, видны чулки на пажах, – сказала Людмила Колесникова после просмотра рекламного ролика. – Здесь специально акцентируется внимание на этом виде снизу. Создается такое впечатление, что более чем двухмиллионной зрительской аудитории Новосибирской области предлагают подглядывать под юбку! Прилично ли показывать на такую аудиторию нижнее женское белье? Считаю, что данная реклама абсолютно цинична и нарушает правила приличного тона. Прошу признать рекламу недопустимой!»
Помимо этого, заявитель привела еще целую массу эмоциональных аргументов с требованиями запрета рекламы, однако заместитель руководителя Новосибирского УФАС Татьяна Лопаткина сказала, что «общего личного мнения недостаточно – при таких требованиях следует опираться на существующее законодательство».
По мнению представителя магазина «Ист-Нова» Тимошиной Татьяны, «мультперсонаж не может курить. Курение невозможно без прикуривания. В ролике не показан начальный этап курения. И сам процесс его не показан. Задача ролика – не реклама курения, а реклама дубленок: Хотите обнову – звоните в «Ист-Нову»!».
«На мой взгляд, УФАС тут абсолютно прав, потому что в законе «О рекламе» сказано, что в рекламе нельзя использовать образы курящих людей, – считает Ирина Шмакова, PR- директор рекламной группы «Мелихов и Филюрин». – Если мы посмотрим на пивную рекламу, то там еще, помимо людей, и образы животных нельзя использовать. Поэтому, тут не важно, мультипликационные это герои или живые люди – важно, что они показаны в процессе курения. А это запрещает закон».
Впрочем, рекламодатель снял эту рекламу, узнав о подаче заявления в УФАС. «Мы сделали это, потому что нам не безразлично мнение телезрителей», – сказала на слушаниях представительница магазина «Ист-Нова».
В результате рассмотрения дела ООО «Ист-Нова» признано нарушившим Федеральный закон «О рекламе», а реклама магазина меха и кожи «Ист-Нова», транслируемая на телеканалах Новосибирска с изображением трех беседующих девушек, признана ненадлежащей.
Указанная реклама содержала демонстрацию процесса курения, а именно изображение зажженных сигарет в руках девушек. Согласно ст. 14.3 Кодексу РФ об административных правонарушениях ненадлежащая реклама влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда сообщает НГС. |