На прошлой неделе руководство Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имени Чкалова (входит в холдинг «Сухой») объявило о том, что авиазавод приступает к строительству многофункционального истребителя пятого поколения. В Новосибирске будут собирать головную часть боевого самолета будущего – или, как его официально называют, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
Генеральный директор предприятия Федор Жданов рассказал о некоторых деталях проекта во время посещения НАПО губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. Как оказалось, Новосибирск не станет конечной точкой сборки самолетов. Работы будут проводиться совместно с авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре.
«Финишная сборка будет происходить в Комсомольске-на-Амуре, а у нас будет полностью производиться сборка головной части этого самолета», – объяснил глава НАПО.
На новосибирском авиазаводе в рамках проекта будет создан специальный инженерный центр с режимом особой секретности и повышенными мерами безопасности, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь». Кроме того, в Новосибирске будут производить оснастку для производства деталей из стекла и углепластика, которое будет организовано на других предприятиях отрасли.
Как заявил Федор Жданов, на строительство ПАК ФА новосибирское авиапредприятие уже получило первое финансирование в 70 миллионов рублей.
Разработка истребителя пятого поколения холдингом «Сухой», куда входит новосибирское авиапредприятие, началось в 2002 году – после того как государство выбрало холдинг головной компанией по созданию нового истребителя, который должен прийти на смену самолетам четвертого поколения – истребителям МиГ-29 и Су-27.
Появлению проекта в Новосибирске предшествовали несколько лет работы. Осенью 2004 года была завершена разработка самолета, а в ноябре-декабре успешно проведена защита эскизного проекта. В 2005 году компания «Сухой» проводила наземные лабораторно-стендовые и полигонные испытания самолета, а также эксперименты на летающих лабораториях.
В прошлом году власти поделились первыми деталями строительства перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. «Недавно мы познакомились с электронной версией ПАК ФА. Она удалась. В «Сухом» серьезно продвинулись в области формирования облика будущей машины. Очень большой прогресс достигнут в плане аэродинамики: все оружие находилось внутри фюзеляжа. Авионика позволяет эффективно обнаруживать и распознавать цели», – процитировала газета «Известия» Главкома ВВС Владимира Михайлова.
Кабина нового истребителя, которую, очевидно, будут монтировать в Новосибирске, уже демонстрировалась в рамках авиасалона МАКС-2005. Как заявлял руководитель ОАО НПЦ «Технокомплекс» Гиви Джанджгава, в кабине нет аналоговых приборов, только жидкокристаллические дисплеи. Часть информации с них транслируется на лобовое стекло шлема пилота.
Известно также, что истребитель будет минимально заметен для средств ПВО. Самолет станет первым полноценным опытом России в строительстве самолета по технологии «стелс». Кроме того, самолет будут отличать рекордная сверхманевренность и способность взлетать и садиться, используя укороченную взлетно-посадочную полосу.
Еще один ключевой элемент истребителя – принципиально новый, по сравнению с истребителями семейства Су-27, интегрированный бортовой радиоэлектронный комплекс самолета, основу которого составит радиолокационная система с активной фазированной антенной решеткой, разработку которой ведет НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова (г. Жуковский, Московской области).
Как отмечают авторы интернет-энциклопедии «Википедия», надежная информация по летно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Известно, что самолет может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, на нем будут установлены ракеты нового поколения «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты. На самолете планируется устанавливать двигатели АЛ-41Ф или его модификации. Согласно некоторым сведениями, ПАК ФА по размерам превосходит МиГ-29, но уступает Су-27.
Одна из ключевых особенностей нового истребителя – многофункциональность. Одна и та же базовая модель в зависимости от установленного оборудования может быть использована и в качестве перехватчика ПВО, и как фронтовой истребитель, и для нанесения ударов по наземным целям.
Точно известно, когда Новосибирское авиапредприятие – совместно с другими заводами – должно справиться с возложенной на них задачей. Как официально заявил в июне прошлого года бывший в то время министром обороны, а ныне первый вице-премьер правительства Сергей Иванов, самолет пятого поколения должен подняться в воздух в 2009 году.
Впрочем, ранее называемые чиновниками даты уже не раз переносились: военные чины обещали, что ПАК ФА взлетит уже в 2007 году сообщает НГС. |