Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский вернулся из Москвы с оптимистичным прогнозом касательно строительства дорог и объектов транспортной инфраструктуры в нашем регионе. Встретившись с новосибирскими журналистами после разговора с министром транспорта, он отметил, что само отношение к Новосибирской области в Москве постепенно начинает меняться в лучшую сторону. Впрочем, помимо новостей из высших эшелонов государственной власти, глава области сообщил, что смущается большого количества микрофонов, не имеет сотового телефона, узнает прогноз погоды из Интернета, плохо ориентируется в розничных ценах, и что ему не доверяют более 5 тысяч рублей наличными из семейного бюджета.
О чем вы говорили в столице с министром транспорта Игорем Левитиным?
Мы обсуждали вопросы развития транспортной системы в нашем регионе с выделением двух направлений – аэропорт «Толмачево» и дорожное строительство. Давно не видел такой заинтересованной и доброжелательной позиции не только министра, но и специалистов. По аэропорту я ставил и обсуждал главную задачу – это скорейший ввод второй взлетно-посадочной полосы. В 2003 году мы возобновили ее строительство, делали заново проект и экспертизу, восстанавливали некоторые элементы. Всего в эту стройку вложено более 5 млрд рублей. Остаток, чтобы полностью ввести ее в эксплуатацию со всем оборудованием, – 1,7 млрд рублей.
Сама полоса готова почти полностью, но нужно построить рулежки и места стоянок самолетов. Считаю очень важным закончить этот объект быстро. Это государственный объект, и министр заверил меня, что в 2008 году он будет закончен.
Мне особенно было приятно, что руководители федеральных агентств, которые еще недавно говорили, что таких аэропортов много, теперь в один голос подчеркивают, что «Толмачево» – совершенно особый аэропорт.
Министр с удовлетворением воспринял, что мы в этом году удваиваем финансирование дорожного комплекса. В прошлом году у нас выделялось из всех бюджетов на дорожное хозяйство 4 млрд рублей. В этом – 8,2 млрд. По плану мы завершаем в 2009 году, но я говорил министру, что мы готовы открыть сквозное движение по Северному объезду в 2008 году, если в этом году нам немного добавить средств. Министра это заинтересовало, и он обещал летом приехать и посмотреть, как мы строим дороги в Новосибирске.
Может ли бюджет вкладывать деньги в PR региона внутри России?
При мне бюджет в PR деньги вкладывать не будет, а в совершенствование информационной работы будет. На мой взгляд, «пиарить» губернатора бюджет не может – для меня это аморально.
Для того чтобы претендовать на всеобщее и всероссийское внимание, нам еще очень много надо сделать внутри.
Я не хочу опережать события, я хочу, чтоб это чувствовалось само собой – чтобы был новый аэропорт, чтобы дорога в аэропорт освещалась всю ночь – много таких моментов еще.
Поверьте, мы никому ни в чем не проиграем. Мы много учимся у других регионов, у нас никогда не бывает настроения самодовольства, но я не хочу желаемое выдавать за действительное. Министры, когда к встрече со мной готовятся, – они все равно справки читают. Поэтому и наша динамика, и наше жилье, и наши объемы – оно все улавливается. И они понимают, с каким регионом говорят. И понимают, что здесь они быстрее увидят результат.
Справится ли область с потоком инвестиций, хватит ли трудовых ресурсов, и в каких секторах экономики ожидаются новые проекты?
Этот год будет отличаться тем, что не инвестиции будут ограничивать нас в развитии, а строительные мощности, мощности проектных организаций или нечто иное. Мы планируем, что увеличение объема инвестиций в этом году составит около 12 % и превысит 60 млрд рублей. Это очень большие суммы, притом, что во многих регионах инвестиции идут уже на существующих предприятиях в виде приобретения нового оборудования, у нас инвестиционный процесс – это все же новые производственные мощности, новые производственные объекты.
Строится около двух десятков новых больших заводов. В основном, это предприятия строительной индустрии и производства стройматериалов.
Это вторая очередь цементного завода и мощности по производству утеплителя в Искитиме, это несколько новых кирпичных заводов, при этом один мощностью 63 млн штук полностью на импортном оборудовании. Удвоение мощностей на заводе «СИБИТ» по производству стеновых материалов. Вторая очередь на заводе по производству оконного и дверного профиля в Криводановке («Века Рус»), новые производственные площади у компании БФК, которая делает профили и фасадные элементы. Ряд заводов, которые относятся к перерабатывающей и пищевой промышленности. Более ценные для меня предприятия с наукоемкой продукцией – такие производства намечены в Бердске, Новосибирске, Кольцово.
Если вы ставите вопрос: «Справимся ли?», - я не могу ответить иначе, как «справимся». Но перестраивать психологию очень сложно: все годы ждали денег, а сейчас провожу актив с дорожниками, и выясняется, что деньги уже на дорогу намечены, а проекта нет. Сегодня организационно-технических задач на порядок больше. Конечно, нам не хватает трудового ресурса. Поэтому разработана специальная программа для совершенствования образования молодых людей – рабочих массовых профессий, специальные стимулы для приглашения людей из регионов, где экономика развивается медленнее, и нет такого спроса на рабочую силу.
Единственное, что не приветствую – решать проблему недостатка рабочей силы за счет иностранцев. Убежден, что это для нас не выход. Такая рабочая сила сейчас дешевле, потому что она вся «в тени».
Я всегда акцентирую внимание своих коллег на том, что при недостатке кадров везде – дефицит стал всеобъемлющим – у нас крайне низкая производительность труда. Недопустимо низкая. С такой производительностью труда мы все равно не сможем развиваться – надо ее повышать.
1 апреля рынки должны покинуть иностранцы. Как вы оцениваете эти изменения в законодательстве?
Совершенствование миграционного законодательства во многом произошло. Появились, безусловно, позитивные нормы, позволяющие быстрее оформить российское гражданство. Что касается розничных рынков, у нас так сложилось, что приезжие из стран бывшего СССР продают, как правило, специфический продукт, привезенный из этих стран. И для Новосибирской области не очевидно, что нужно заниматься такой примитивной и низкооплачиваемой деятельностью наших людей. Чего хорошего? Это что за работа такая?
Вообще с мигрантами у нас будут специфические проблемы по двум основаниям: первое – Новосибирск – это полуторамиллионный город, и он всегда притягивает очень много людей; второе – Новосибирск так географически расположен, что рядом границы с республиками Средней Азии, где достаточно высокий уровень безработицы. Я убежден, что здесь нужно очень аккуратно и осторожно принимать решения.
Имеет ли место коррупция в нашем регионе?
Если бы я сказал, что не чувствую проявлений коррупции и злоупотреблений, я был бы не только нечестным, но и просто неумным человеком. Надо понимать, что в условиях рыночных отношений, при самом высоком уровне организации общественного контроля и нравственности власти, коррупция в каких-то размерах неизбежна, и ни одну страну, ни одно общество эта проблема не миновала. Везде, где есть деньги, есть проявления злоупотреблений властью. В России сейчас эта проблема сдерживает экономическое и социальное развитие; это проблема, которая разъединяет общество и не позволяет власти быть эффективной.
Всей своей работой я старался всегда подчеркивать, что для меня какие-то злоупотребления и деньги, связанные с властью, – совершенно неприемлемо в жизни. Я понимаю, что личных принципов недостаточно, чтобы явление полностью искоренить, но надеюсь, что моя позиция оказывает определенное оздоравливающее влияние на ситуацию в регионе. Убежден, что если мы не найдем здесь эффективных решений – будем обречены сообщает НГС. |