Широкомасштабная проверка генпрокуратуры по факту продаж и эксплуатации авиакомпанией S7 Airlines («Сибирь») несертифицированных агрегатов воздушных судов дала первые результаты. В Москве проходят судебные слушания по уголовному делу против лиц, которые, по версии следствия, продавали авиакомпании вышедшие из годности детали самолета. А у нас в области возбуждено уголовное дело по поводу эксплуатации S7 на воздушных судах агрегатов, аутентичность которых не была подтверждена.
Новосибирский транспортный прокурор Максим Разуваев уточнил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что местная проверка не связана с широкомасштабной проверкой генпрокуратуры, а проходила параллельно. По факту уголовного дела, возбужденного в Москве, новосибирская транспортная прокуратура лишь помогла генеральной тем, что выявила дополнительные улики по делу против московской компании ЗАО «СБ-120 Шереметьево», которая поставляла авиакомпаниям узлы и агрегаты с поддельными документами. Такие запчасти были найдены и в авиакомпании S7.
Максим Разуваев комментирует корреспонденту НГС.НОВОСТИ: «Эту информацию в Москву я отправил, и по просьбе наших коллег мы провели выемки этих запчастей: а именно кислородного вентиля и рукава подачи. Авиакомпания S7, получив такую информацию от завода изготовителя («СБ-120 Шереметьево» выступало посредником между перевозчиками и заводами-изготовителями – прим. автора), естественно прекратила их эксплуатацию... Здесь речь идет о неправомерных действиях не нашей авиакомпании, а о неправомерных действиях этого ЗАО «СБ-120 Шереметьево».
Что же касается уголовного дела, которое возбуждено по ч. 1 ст. 238 УК РФ уже в Новосибирской области против самой авиакомпании S7, то оно появилось в результате плановой проверки новосибирской транспортной прокуратуры. Рассказывает г-н Разуваев: «Несмотря на то, что «Сибирь» после ребрендинга стала не авиакомпания «Сибирь», а S7, и орган управления у нее находится в Москве, юридический адрес у нее по-прежнему – город Обь, Новосибирская область. Поэтому мы за ними надзираем. Обычная текущая проверка позволила выявить такие нарушения».
В результате этого надзора удалось выяснить, что авиакомпания эксплуатировала несертифицированные агрегаты (в частности – колеса) в течение нескольких месяцев. Аутентичность этих колес не была подтверждена заводом-изготовителем, а дубликаты технических паспортов колес не соответствовали предъявляемым требованиям. «Авиакомпания, зная о том, что эти колеса неизвестно кем сделаны и какой у них ресурс, тем не менее, продолжала эксплуатировать их на воздушных судах», - прокомментировал нам Максим Разуваев. Правда, новосибирский транспортный прокурор тут же уточнил:
«Уголовная ответственность у нас предусмотрена только для физических лиц, поэтому самой авиакомпании по определению грозить ничего не может.
Будем в ходе расследования устанавливать, какие конкретно должностные лица либо несвоевременно, либо вообще не доложили руководству о том, что эти колеса использовать нельзя. Кто конкретно принял это решение, было ему известно это или нет – от всех этих обстоятельств будет зависеть вопрос о привлечении конкретного работника или работников к уголовной ответственности».
Пресс-центр московского представительства авиакомпании S7 от комментариев отказался. Вероятно, в авиакомпании ожидают результатов встречи представителей новосибирского офиса с прокурором, о которой нам сообщил один из сотрудников S7, пожелавший остаться неизвестным. Ранее новосибирский пресс-секретарь S7 заявил газете «Коммерсантъ», что «ни одна авиакомпания не может быть застрахована от того, что кто-то из многочисленных поставщиков запасных частей окажется недобросовестным...»
«Мы сами больше всех заинтересованы в том, чтобы за те деньги, которые авиакомпания тратит на запчасти и оборудование, получать только качественный товар. В этом смысле мы с прокуратурой союзники»,– заявил представитель S7.
В России, по данным государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте» Минтранса РФ, авиакомпания S7 находится на втором месте по общему числу авиационных инцидентов (11 % происшествий). Лидером по происшествиям является «Аэрофлот» (16 %), на третьем месте находится ФГУП «Пулково» (10 % происшествий) и U-Tair, на которую пришлось 6 % авиационных происшествий.
Но если взять статистку по человеческим потерям в авиакатастрофах, то картина получается иной, – здесь S7 выходит в лидеры. По данным центра JACDEC (Jet Airliner Crash Data Evaluation Centre), у S7 весьма высок так называемый «рейтинг безопасности». Чем этот рейтинг выше – тем хуже статистика смертей на рейсах компании. У авиакомпании S7 «рейтинг безопасности» составляет 3,17. Для сравнения: у «Аэрофлота» – этот рейтинг всего 0,60, а у «Трансаэро» – 0,0. Впрочем, этот рейтинг исчисляется независимо от того, была ли авиакомпания виновна в каждой конкретной катастрофе.
В декабре прошлого года авиакомпания S7 Airlines объявила, что прошла аудит IATA по новым стандартам безопасности полетов IOSA (IATA Operational Safety Audit). Как подчеркивается на сайте авиакомпании, S7 Airlines стала второй российской авиакомпанией, попытавшейся получить такой сертификат. Из 700 положений, которым должна соответствовать компания, американские эксперты, тестировавшие S7, дали положительное заключение по 95 % пунктам. Работа по устранению недоработок в документации и технологии будет продолжена в начале 2007 года, заявили в S7 сообщает НГС. |