В начале февраля в Новосибирск с деловым визитом прибыл лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов. Здесь знаменитый физик провел ряд встреч – от ученых Института полупроводников, с которыми он сотрудничает, до местной ячейки партии КПРФ, которую он поддерживает в Госдуме. Академик похвалил Академгородок и его разработки, поругал правительство, поделился мнением о Технопарке и пообещал приезжать почаще.
Справка: Жорес Алферов - российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Его исследование сыграло большую роль в информатике. Гетеролазеры передают, а гетероприемники принимают информационные потоки по волоконно-оптическим линиям связи. Гетеролазеры можно обнаружить в проигрывателях CD-дисков, устройствах, декодирующих товарные ярлыки, в лазерных указках и так далее. На основе гетероструктур созданы мощные высокоэффективные светоизлучающие диоды, используемые в дисплеях, лампах тормозного освещения в автомобилях и светофорах. В гетероструктурных солнечных батареях, которые широко используются в космической и наземной энергетике, достигнута рекордная эффективность преобразования солнечной энергии в электрическую.
Для начала нобелевский лауреат сообщил, что теперь увидеть его в Новосибирске можно будет нередко. «Я надеюсь, что буду выполнять свои обязанности почетного председателя ученого совета Института физики полупроводников и бывать здесь значительно чаще. Мне здесь интересно», – отметил он.
Как обычно, Жорес Алферов много говорил о сложных отношениях ученых с государством, в частности, об отсутствии налоговых льгот для благотворительных фондов. «Одну треть Нобелевской премии я отдал на создание фонда поддержки образования и науки. Потом отдавал туда с других премий, со своей зарплаты в Государственной думе, уговорил фирмы и компании, – рассказал господин Алферов - Мы платим стипендии учителям, аспирантам, установили премии для молодых ученых, в этом году это сто пятьдесят тысяч рублей, замечательные молодые ребята получают ее».
Однако добиться льгот по налогам на поддержку науки академику так и не удалось. «Минфин выступал против, хотя на этих налогах много не заработаешь», – развел руками Жорес Алферов.
Глава Минфина Алексей Кудрин, по словам академика, мотивировал нежелание давать льготы ученым тем доводом, что все фонды коррумпированы. «Потом посмотрел на меня и добавил, что не имеет в виду меня», – с ехидцей резюмировал нобелевский лауреат.
Жорес Алферов обрушился с критикой на популярную у чиновников идею, согласно которой государство должно финансировать лишь фундаментальные исследования, а деньги на прикладные разработки следует искать у бизнеса. «Это чушь собачья! Не бывает фундаментальной и прикладной науки – есть наука и ее приложения. К примеру, я был в двух институтах Сингапура, оба сугубо прикладные для микроэлектронной промышленности. Оба директора мне сказали одинаково – 90 % средств дает государственный бюджет». Аналогичная картина с государственным финансированием, по словам физика, наблюдается в ведущих университетах США.
Бизнес финансирует то, что ему нужно сегодня, а ученые делают то, что бизнесу будет нужно завтра, подчеркнул Жорес Алферов.
Глава СО РАН Николай Добрецов, благодушно наблюдавший за общением Жореса Алферова с прессой, насторожился лишь в тот момент, когда бескомпромиссного физика спросили о его отношении к идее Технопарка. «Нужно очень четко понимать, что ты хочешь в Технопарке делать и как ты будешь организовывать эту работу», – незаметно для себя столичный гость сходу нажал на больное место новосибирского проекта.
Жорес Алферов привел в пример немецкий технопарк в Дортмунде, в котором помещения начинающим компаниям дают почти бесплатно, а две трети научного оборудования куплены на безвозвратную ссуду. «Каждый технопарк, который у нас создается, должен ориентироваться именно на это, с учетом местных условий – какую промышленность нужно развивать в данном регионе», – отметил он.
Николай Добрецов поспешил заступиться за любимое детище Сибирского отделения. «Жорес Иванович недостаточно информирован о наших проблемах, но думаю, что идеи здесь те же, что и в Дортмунде, и что у нас уже есть конкретные программы, которые развиваются – например, силовая электроника, – торопливо сообщил глава СО РАН. – Но очень много деталей, которые либо тормозят этот процесс, либо поворачивают его не в ту сторону, поэтому сейчас идет борьба за то, чтобы за деревьями не потерять леса».
В какую сторону повернули проект Технопарка и какой именно лес СО РАН боится потерять за деревьями, Николай Добрецов, впрочем, не уточнил.
Однако Жорес Алферов вовсе не настроен был критиковать сибирских коллег. «Молодцы. У меня очень хорошие впечатления от того, как идет сейчас работа в Академгородке», - оценил физик увиденное им в институтах физики полупроводников, прикладной механики и других, которые он успел посетить. По мнению академика, перспективных разработок в Новосибирске очень много сообщает НГС. |