В воскресенье, 28 января, в Большом зале Новосибирского театра оперы и балета состоялась церемония прощания с Арнольдом Кацем - художественным руководителем и дирижером Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии. Никого еще в Новосибирске за всю историю его существования не провожали столь торжественно и с такой искренней скорбью.
Несмотря на то, что официальная часть церемонии должна была начаться в 11 часов (до этого времени в зале находились родственники и самые близкие умершего), уже в 10 утра у дверей Оперного театра начал скапливаться народ.
Фойе первого этажа было оформлено драпировкой красно-черных тонов, с большими фотографиями Арнольда Каца. Эти фотографии вызвали противоречивое чувство: с одной стороны - чувство скорби, с другой - маэстро смотрел на людей с традиционной для него иронией, и, казалось, что он сейчас выйдет из глубин театра и выскажет что-либо о происходящем с предельным сарказмом.
До сих пор не верится в то, что произошло, - настолько живым по характеру был маэстро. Чувства пришедших на панихиду умножала выставка фоторабот Михаила Ванеева, посвященная Арнольду Кацу, расположенная на втором этаже, – это были не официозные фото, а реальные кадры из жизни великого дирижера.
Эти фотографии еще более усиливали ощущение шока – на сцене, в гробу под стеклянным саркофагом, лежал Арнольд Кац. За саркофагом в полном составе располагался симфонический оркестр новосибирской филармонии, исполнявший грустную, но полную жизни музыку великих классиков. Оркестром поочередно дирижировали ученики Каца. Одно из произведений прозвучало без дирижера: пустое место за пультом вызвало чувство наваждения – казалось, что незримо своим оркестром дирижирует сам маэстро.
Между тем люди, попрощавшись с великим дирижером, возвращались в зал и не уходили. Примерно к 12.00 весь партер, вмещающий более 900 мест, был заполнен, а люди все шли и шли. Проходя мимо гроба, многие украдкой смахивали слезу, но были и те, кто рыдал, не скрывая своих чувств. По моим подсчетам «на глаз», с маэстро пришли попрощаться не менее 2500 человек.
Среди пришедших были преподаватели консерватории, музыкального колледжа и детских музыкальных школ. Были представители администраций всех уровней, руководители различных театров города, актеры и музыканты. Однако среди пришедших было и много самых обычных людей разных профессий, которые просто пришли проститься с Арнольдом Кацем.
Не менее искренне отозвались и те, кто по разным причинам не смог приехать в Новосибирск. Форумы в сети Интернет наполнены удивительно эмоциональными отзывами музыкантов об ушедшем дирижере: «Какой феноменальный концерт недавно был в Москве на фестивале! Как играл Новосибирский оркестр! Какой стиль, какой звук! Настоящий!! О котором в Москве уже позабыли. Арнольд Кац вышел после концерта на банкет, взял в руки бокал для тоста и сказал: “Помните: дирижер без оркестра – ничто”. Как дивно с ним работалось. Какой он потрясающий Мастер, и самое главное, самое редкое нынче - Человек! Не хочу верить. Не хочу…»
В детстве автор этой статьи учился в музыкальной школе и по воскресным дням ходил на специальные концерты симфонического оркестра для детей. На всю жизнь запомнился случай, когда в жуткий мороз, с температурой на улице ниже минус 30, в концертном зале филармонии, тем не менее, собралось аж 19 детей (!!). Однако оркестр был в полном составе, на сцену в идеально сидящем фраке стремительно вышел сияющий энергией Арнольд Кац. И зазвучала музыка высочайшего исполнительского класса. Это максимальное уважение к слушателю забыть невозможно!
Вместе с тем, музыкальное сообщество уже не скрывает своих тревог по поводу будущей судьбы симфонического оркестра. Ведь ни для кого не секрет, что Арнольд Кац, став в далеком 1956 году главным дирижером, одновременно был и администратора оркестра. Решение многих сложных кадровых и экономических вопросов напрямую зависело от его непререкаемого авторитета.
Некоторую надежду на позитивное развитие последующей судьбы оркестра можно было услышать в словах соболезнования мэра Владимира Городецкого и губернатора Виктора Толоконского, произнесенных во время церемонии прощания с маэстро. Среди прощальных речей выступавших прозвучало предложение назвать оркестр именем Арнольда Каца.
«Музыка нуждается в преданных рыцарях, а не в развязных наездниках», - сказал Шарль Мюнш, великий французский дирижер. Арнольд Кац был и останется в наших сердцах настоящим рыцарем музыки сообщает НГС. |