После новогодних каникул проект «Умная среда» в клубе «Труба» вернулся с лекцией глобального размаха, посвященной российско-американским отношениям. Свой взгляд на них представил Сергей Куликов, историк, политолог, один из самых популярных среди студентов-гуманитариев преподавателей НГУ. «Вы обратили внимание, - так начал лекцию господин Куликов, - что никто на официальном уровне, ни в российской, ни в американской прессе, не говорит о том, что в этом году исполнилось двести лет с момента установления российско-американских дипломатических отношений? Ничего удивительного в этом нет, потому что наши отношения находятся на неприлично низком для нормальных великих держав уровне…»
О прошлом Говоря о прошлом российско-американских отношений, Сергей Куликов напомнил, что мы, строго говоря, никогда не воевали друг с другом. Ни царская, ни советская Россия не объявляла войну США, а американское правительство не объявляло войну России. Единственный стабильно враждебный период наших отношений – это холодная война, после окончания которой в России родилась великая идеалистическая идея, что Америка – теперь наш партнер и поводырь в новый западный мир. Осознание того, что это не так, стало шоком. Поэтому после 1994 года начинается отрезвление и разочарование обеих сторон. Американцы были удивлены, потому что считали, что мы свое место знаем и «рыпаться» больше не будем. Глаз Саурона, извините за такой образ из популярного фильма, обратился на КНР, а наша Россия-матушка воспринималась так: бегает Фродо со своим колечком, ну и пусть бегает – он никаких проблем не представляет…
О главном самце После окончания холодной войны в США пришли к выводу: самый лучший мир – это мир, в котором не будет борьбы за власть. Мир, в котором есть один главный самец – США. Все остальные должны вокруг него выстраиваться в соответствующей эротической схеме: главная жена, главный сын… В роли главной жены мы не будем. Но и в списке недружелюбных государств мира Россия для США занимает не первое место. Слава богу, есть такие страны, как Северная Корея, Иран… Мы занимаем скорее среднее место.
О российской армии Недавно руководители разведывательных служб на открытом слушании Конгресса заявили, что, по их мнению, российские вооруженные силы становятся более боеспособными. Мы-то все упрекаем наших офицеров, которые воруют, пьянствуют, воевать не умеют. Тогда объясните, почему мы решили проблему в Чечне, а они иракскую – нет? Правда, это подавалось в ключе: а Россия-то опасной становится. Мы всегда опасны, что бы у нас ни происходило. Раньше говорили, что мы разваливаемся, и наш ядерный потенциал захватят террористы. Но, если мы становимся нормальными, мы все равно опасны. Мы для Америки очень неудобный партнер, как ни крути.
О стереотипах Так сложилось, что мы и американцы знаем друг друга чудовищно плохо. Огромное количество американских политиков просто никогда не были в России. Они не знают русской культуры, они информацию получают только от ЦРУ и из своих газет, которым доверяют, хотя журналисты могут написать все, что угодно. Основные американские издания нас не любят. Например, Wall Street Journal, Washington Post, Newsweek в выражениях не стесняются. У нас в этом смысле более компетентный взгляд на США в смысле того, как подготовлена наша элита, потому что у нас американистике всегда придавалось огромное значение.
О гласе народа У большинства населения России и США весьма своеобразное представление о наших отношениях. Так что для политиков нет ничего хуже, чем опираться на мнение простого народа. Помните зимние Олимпийские игры в США, где, по мнению болельщиков, американцы заставляли судей раздавать медали не нам? Если до Олимпийских игр среди жителей России США называли дружественным государством 39 %, а недружественным – 44 %, то после Олимпиады соответственно – 17 % считали дружественным, а 71 % придерживались другого мнения. Наше общественное мнение оказалось подвержено зомбированию со стороны спортивных журналистов, которые доказывали, что гнусные янки вертят всеми своими спортивными чиновниками.
О Джордже Буше-младшем Когда слышишь фамилию Буша-младшего, сразу хочется анекдоты вспомнить, похихикать. На самом деле, я еще в 2004 году, давая интервью за день до победы Буша, сказал, что не надо из него делать дурака. Он, конечно, иногда выглядит дураком, но на самом деле это прагматик, который некоторые вещи в политике и в мире понимает лучше, чем его советники. И надо радоваться, что именно он – президент США. Потому что Буш, который твердо стоит на своем «не трогайте Путина, это мой партнер», - это единственная ключевая политическая фигура, которая не дает антироссийским политикам показать себя во всей красе. И мы должны пользоваться этим обстоятельством.
О будущем Вот все говорят: победят на следующих выборах демократы – и России будет еще хуже. Потому что демократическая партия в Америке будет настроена очень негативно по отношению к соблюдению прав человека в России. И отношения еще больше попортятся. Но я вам хочу сказать, что это не совсем так. Во-первых, у них все дела делаются не в партиях. Партии существуют для великого дела – проведения выборов: президентских, в конгресс, местных… Реально же политикой занимаются сенаторы и конгрессмены. А их всего 435 человек на все США. Во-вторых, когда происходят выборы, нужно отличать то, что говорится перед выборами, от того, что политики делают, уже получив реальную власть. В США стоит говорить не о внешней политике демократов или республиканцев, а о национальной американской внешней политике. По большому счету, для России проблема «демократы или республиканцы?» принципиального характера не имеет. Нам все равно, кто победит, мы будем налаживать отношения с любым лидером.
О личном - Конкретно Ваше отношение к США? (вопрос из зала) - А, понял! Сергей Петрович Куликов как фактор российско-американских отношений! Я отношусь цинично к российско-американским отношениям, но, как российский патриот, я считаю, что мы не должны прогибаться, мы должны отстаивать наши интересы, те, которые мы считаем нашими коренными. Но ссориться, конфликтовать, подставлять нашу страну нам нет никакого смысла сообщает НГС. |