Из всех видов городского муниципального транспорта практически не развивался в последние годы один – это трамвай. На фоне приобретения новых автобусов, троллейбусов и даже двух вагонов метрополитена, матчасть трамвайных депо не претерпела существенных положительных изменений. Организационно убыточные трамвайные депо включили в реорганизованный МУП «Горэлектротранспорт», где они стали филиалами наряду с рентабельными троллейбусными депо. И, несмотря на устойчивое желание автомобилистов убрать трамвайные пути с некоторых улиц города, на 2007 год запланировано приобретение новых вагонов и иные вложения в этот вид транспорта.
Когда-то сеть трамвайных путей в Новосибирске была единой. Последний пик развития этого вида транспорта пришелся на конец 80-х: трамваи ходили через Коммунальный мост и по ул. Кошурникова. Старшее поколение может вспомнить трамваи на Большевистской, причем ходили они по одной линии, а на остановках были устроены «карманы», где трамвай мог отстояться и пропустить встречный.
Передавая в эксплуатацию новые автобусы и троллейбусы, мэр Новосибирска Владимир Городецкий в октябре 2006 года поставил задачу выйти на обновление 10 % трамвайного подвижного состава в год. Сегодня в городе числятся 189 трамваев.
Уже в начале января 2007 года депутаты горсовета на заседании рабочей группы рассмотрели возможность реализации городской целевой Программы «Развитие трамвайного и троллейбусного движения в городе Новосибирске» на 2008-2011 годы. «Планируется приобретение новых трамваев и троллейбусов, специальной техники для их содержания и обслуживания, модернизация и капитально–восстановительный ремонт старого транспорта и трамвайных путей. Рассматривается вопрос об изменении структуры маршрутов, а также о строительстве новых линий», - сказано в сообщении пресс-службы горсовета.
Руководитель рабочей группы председатель комиссии горсовета по городскому хозяйству Андрей Гончаров прокомментировал для НГС.НОВОСТИ результаты обсуждения. По его словам, уже в ходе заседания разгорелись жаркие споры между депутатами о том, нужен ли трамвай вообще.
«Мэрия и некоторые депутаты однозначно против того, чтобы убирать трамвай, потому что он выполняет огромную социальную функцию – на нем ездят в основном пенсионеры. Трамвай связывает порой противоположные концы города», - сказал господин Гончаров.
Что касается автомобилистов, то, по словам депутата, ГИБДД заверила членов рабочей группы, что движение по трамвайным путям в том же направлении не является нарушением. «Если это не нарушает правил дорожного движения», - оговорился Андрей Гончаров. С этим условием – приспособить трамвайные пути для движения автомобилей – и реконструированы улицы Б. Хмельницкого и Мичурина.
Именно содержание собственных путей, по признанию специалистов, не может сделать трамваи безубыточным для бюджета видом транспорта.
«Надо очень четко посчитать, насколько обосновано содержание трамвая», - высказал свое личное мнение Андрей Александрович, отметив, что трамвай хотя и экологичный, но шумный и плохо отапливаемый вид транспорта.
Даже беглый просмотр форумов по городскому транспорту показывает, что проблема удаления трамваев с запруженных автомобилями улиц обсуждается чуть ли не во всех крупных городах России. В то же время, во многих городах европейской части страны проблему обновления парка решают за счет приобретения подержанных европейских трамваев.
Мы связались с отделом маркетинга Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова, где нам сообщили, что уже несколько лет новые трамваи поставляются в Кемерово, где налажена их сборка из машинокомплектов. Всего поставлено более двух десятков.
Нам не стали раскрывать, во сколько обходится трамвай кемеровскому бюджету, но указали, что цена нового усть-катавского трамвая может колебаться в промежутке 7 – 7,5 млн рублей. Для сравнения: совершенно новый троллейбус стоит от 3,5 до 5,5 млн рублей.
Трамвай – исключительно романтичный вид транспорта. Даже после того, как с техническим прогрессом он перестал тренькать и дзинькать, трамвай все равно оставляет глубокие воспоминания стуком своих колес. Так, одному из сотрудников редакции НГС.НОВОСТИ, который жил в доме, где располагался магазин «1000 мелочей», с детства запал в душу этот звук вместе с вечерним хохотом гиены из зоопарка. Новосибирск должен сделать свой выбор между романтикой и расширением улиц для тех же троллейбусов и автомобилей (по данным ГИБДД, машин в Новосибирской области в 2006 году стало больше на 35 тысяч штук) сообщает НГС. |