НАПО им. Чкалова передало на вооружение российских ВВС два фронтовых бомбардировщика Су-34. Это первая поставка новых самолетов для Минобороны за последние 14 лет и головная боль для руководства завода – как освоить деньги, которые выделяет новосибирскому заводу оборонное ведомство.
Две крылатые машины под номерами 01 и 02, раскрашенные в небесно-голубой цвет, стоящие на летном поле НАПО им. Чкалова, – это и будущее российских ВВС, и надежда на благополучное будущее нашего гиганта оборонки. Два первых серийных экземпляра фронтового бомбардировщика Су-34 воплощают в себе все лучшее, что существует в мировом самолетостроении на сегодняшний день – даже генералы предпочитают называть данные самолеты «многофункциональными комплексами».
Эта машина сочетает в себе качества бомбардировщика и истребителя: уничтожает любые цели в воздухе, на земле, на воде и под водой, при этом оставаясь для противника практически неуязвимой.
А за счет использования боеприпасов со спутниковой коррекцией может хоть самого Усаму бен Ладена аккуратно ликвидировать, не затрагивая свиту террориста номер один. «Великолепная машина! По аэродинамическим и боевым характеристикам этой машине нет равных в мире», - делится своими впечатлениями летчик-испытатель Игорь Маликов.
Церемония передачи самолетов в войска была обставлена торжественно: акт о приеме прямо на летном поле под звуки старых советских песен о военных пилотах подписали директор НАПО им. Чкалова Федор Жданов, главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов и гендиректор холдинга «Сухой» Михаил Погосян. «Мы сегодня ушли от разовых работ, которые выполняли по заказу Министерства обороны на долгосрочную программу развития военно-воздушных сил. В этом году объемы производства НАПО им. Чкалова выросли в два раза по сравнению с предыдущим, в следующем году предстоит увеличить производство на такой же уровень», - сказал на торжественном митинге Михаил Погосян.
На церемонию передачи в войска боевых машин пришли посмотреть сотни заводчан. Для них госзаказ на производство этого самолета был сродни свету в конце тоннеля. У Су-34 непростая судьба: его начали разрабатывать еще в 1986 году, потом работы были остановлены на несколько лет из-за недостатка финансирования, авиазавод находился на грани выживания. Зарплату задерживали на полтора года, производство простаивало. В середине девяностых годов прошлого века дошло до того, что все печи на заводском комбинате питания переделали под выпечку хлеба и выдавали его людям в счет зарплаты. Оборонный завод был вынужден штамповать кастрюли, чтобы хоть как-то выжить.
Последний раз серийные боевые машины российские ВВС получали 14 лет назад. Два новых уникальных самолета, это, безусловно, прорыв как для заводчан, так и для военных. Однако сегодня даже главком воздушных сил не строит оптимистичных планов по быстрой замене устаревших Су-24, производство которых было начато на новосибирском авиазаводе еще в 1972 году, на суперсовременные самолеты. «Из 200 машин Су-24 часть постепенно будет отходить, а им на смену идут Су-34. И когда-нибудь эта смена произойдет полностью», - считает генерал Михайлов.
Сколько времени займет модернизация отечественных ВВС нетрудно подсчитать самостоятельно: к 2010 году НАПО должно изготовить 18 самолетов Су-34 (два – в 2006 году, шесть – в 2007, десять – в 2008). Что будет дальше, пока непонятно, но на предприятии планируют выпускать по 8 – 10 Су-34 в год.
Как считает бывший директор НАПО им. Чкалова Александр Бобрышев, «вопрос стоит в количестве денег, а в кадрах, необходимых для выпуска этой техники». Чтобы успеть в срок сдать первые две машины, рабочие завода последнее время работали без отпусков и выходных дней. Катастрофически не хватает квалифицированных рабочих: старые кадры практически потеряны. В наступающем году ситуация станет более напряженной. «Для выполнения чистого товарного плана требуется еще примерно 150 рабочих, на план с учетом хотя бы минимальных заделов 2008 года к этим людям нужно еще дополнительно 450 человек, а с учетом контрактов с другими заводами надо дополнительно 400 – 500 человек. Суммарная численность на все эти дела порядка 1000 человек», - комментирует ситуацию генеральный директор НАПО им. Чкалова Федор Жданов.
На рынке труда Новосибирской области попросту не существует такого количества квалифицированных рабочих рук. Пока «чкаловцы» надеются на государственные программы, которые помогут финансировать строительство жилья для специалистов, и другие бонусы – это позволит им привлечь людей на выполнение оборонного заказа. Сегодня средняя зарплата на авиазаводе составляет 10 700 рублей сообщает НГС. |