Две недели провела на Мадагаскаре международная экспедиция из ученых Австралии, Америки, Ирландии, Франции, Мадагаскара. Работая на южном побережье острова, геологи, геоморфологи, геохимики, археологи пытались доказать, что Великий потоп – не просто легенда народов мира, а реальная катастрофа, случившаяся в 2800 г. до н.э. О сути гипотезы корреспонденту НГС.НОВОСТИ рассказал заведующий лабораторией математического моделирования волн цунами Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Вячеслав Гусяков.
Чем же занималась экспедиция на Мадагаскаре, и каких результатов удалось достичь?
Суть экспедиции в двух словах – это проверка гипотезы об импактной природе Всемирного потопа. Дело в том, что как только оказались доступными спутниковые снимки высокого разрешения, геологи стали находить на побережьях следы гигантских заплесков, которые уходят вглубь суши на несколько десятков километров и имеют высоту под двести метров. Такие дюны есть на австралийском, африканском побережьях, в Средиземном, Северном морях, в Карибском регионе, в Тихом океане. В качестве первого объекта исследования мы выбрали Мадагаскар. Мы предполагаем, что эти дюны – следы гигантской волны цунами с высотой заплеска до 200 метров, далеко за пределами обычных цунами, даже разрушительных (например, цунами в Индонезии два года назад достигало 30-35 метров максимум).
А причиной возникновения цунами вы считаете падение огромного метеорита…
Именно. И в полутора тысячах километров от мадагаскарского побережья обнаружен подходящий по расположению кратер диаметром 30 км. Мы предполагаем, что здесь, в глубокой части океана, в 2800 г. до н.э. упал километровый метеорит. В момент удара он практически испарился, а также испарилось огромное количество воды, которое затем поднялось в верхние слои атмосферы, очень быстро распространилось практически на всю атмосферу Земли и через несколько дней стало выпадать в виде непрерывного проливного дождя.
Д-р Брюс Массе из Лос-Аламоса – археолог, специализирующийся на анализе древних мифов, – первым выдвинул предположение о том, что мифы о Великом потопе указывают на подобную катастрофу. Детали практически всех мифов, которых Д-р Массе собрал около тысячи из сорока различных стран мира, указывают примерно на проливной дождь, шедший несколько недель, затопивший практически все низменные области и погубивший большую часть тогдашнего населения Земли.
Результаты экспедиции подтверждают эту гипотезу?
Пока мы не можем утверждать этого на 100 % – предстоит еще целый цикл лабораторных исследований. Но то, что показывают предварительные результаты анализов, подтверждает возможность образования дюн путем разрушительного воздействия морской воды. Что касается падения метеорита, то мы надеемся, что веские доказательства могут быть получены в течение года, максимум двух. Для этого нужно тщательно исследовать шевронные дюны в других регионах мирового океана.
Математическое моделирование цунами – не только история, но и прогнозирование. Когда, наконец, с помощью прогнозов можно будет избежать масштабных бедствий?
На Тихом океане вот уже 40 лет успешно работает служба предупреждения. Другое дело, что, пожалуй, никогда не будет 100%-но точного прогноза с нулевой вероятностью пропуска сильного цунами – это слишком сложный процесс. Но и сейчас в большинстве случаев, благодаря службам предупреждения, есть 20-30-60 минут, чтобы отойти от берега. В идеале можно достичь пусть не 90, но 80%-ной вероятности прогноза цунами. Другое дело, что под цунами подразумевается целый спектр явлений, от полуметровой волны до разрушительных 20-метровых. А спрогнозировать амплитуду гораздо сложнее.
В интервью корреспонденту "Науки в Сибири" вы в шутку сказали, что занимаетесь изучением цунами, находясь так далеко от океана, потому что Новосибирск – одно из самых безопасных мест на Земле для такого рода занятий. И все-таки, откуда в Новосибирске взялось такое экзотическое для этих мест направление, и какое у него будущее?
Само явление интересовало многих ученых, начиная с основателя Сибирского отделения РАН М.А. Лаврентьева. Начиналось это как чисто академический интерес, а потом мало-помалу стало привлекать внимание с практических точек зрения: создание служб предупреждения, возможность прогнозов, создания численных моделей. А сейчас в условиях Интернета и доступных мощностей не имеет значения, где человек находится – он может изучать все, что угодно. И, несмотря на проблемы с материальным обеспечением, тот, кто хочет работать, имеет возможности полноценной научной работы в составе международных коллективов.
Россияне ведь редко приезжают на Мадагаскар. Чем он запоминается?
Что сразу бросается в глаза – страна очень бедная. Мы работали на юге Мадагаскара – там вообще нет ни электричества, ни дорог, ни телефона. Проблемы есть даже с водой – по деревням воду развозят на волах и на машинах, потому что колодцев очень мало, и вода в них непригодна для питья. Места очень красивые, экзотичные, особенно на побережье. Много растений и животных, которых можно встретить только на Мадагаскаре – всем известны хамелеоны, лемуры, знаменитое дерево путешественников, которое в своих листьях сохраняет запасы воды сообщает НГС. |