Уличные музыканты – одна из составляющих самой атмосферы, общего настроения большого города. Старушки, распевающие романсы, слепые баянисты, рокеры с гитарами – каждый день они выходят на улицу, как на работу, и не любят, когда их принимают за попрошаек. Далеко не южный климат заставляет музыкантов уходить в «подполье» - их чаще можно найти в подземных переходах, чем под открытым небом. Со временем они становятся местной достопримечательностью, без которой облюбованный ими угол опустеет. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попыталась разобраться – кто эти люди, на выступления которых мы вольно или невольно попадаем чаще, чем на концерты любимых звезд.
«Я смотрю с затаенной любовью на город родной», - поет Галина в подземном переходе возле выхода к галерее «Фестиваль». Галина и ее муж Александр окончили музыкальное училище для незрячих в Курске. «У меня и так был страх сцены, - рассказывает Александр, - но на улице – еще хуже. В первый раз сел, руки трясутся, люди идут мимо, а кто-то выкрикивает что-то недоброжелательное. А потом привык – все-таки в основном люди хорошие». Для хороших людей Галина и Александр уже несколько лет – три раза в неделю по четыре часа – играют в переходе на станции метро «Площадь Маркса».
Они – одни из немногих новосибирских музыкантов с официальным документом, разрешающим играть на территории метро. Выручка от выступлений составляет половину семейного бюджета, вторая половина – пенсия по инвалидности.
Музыканты, для которых уличная игра – способ выживания, о конкретных суммах говорят неохотно. Доходов не скрывают только те, для кого уличное музицирование – авантюра, приключение, хобби… Например, уличные джазмены Олег и Алексей – саксофон и гитара – хорошей выручкой называют полторы тысячи за вечер. Если вечер окажется неудачным – будет рублей двести.
Но джаз для новосибирских улиц – редкость. Что чаще всего просят сыграть? «Мурку»! Что-нибудь из русского рока. Иногда что-нибудь из классики. И, конечно, шансон.
Шансон, например, играет Серега, - вероятно, самый знаменитый из уличных музыкантов Новосибирска. Аккордеонист Серега – в черных очках и с сигаретой в зубах – играет на Речном вокзале в любое время года и в любую погоду. Вот что Серега рассказывает о себе. Родился в Байкальске на корабле. Воспитывался в детском доме. Служил в Афганистане. В армии потерял зрение. Потом поступил в «Гнесинку», гастролировал как пианист «по заграницам». Восемь лет назад приехал в Новосибирск – жена получила по наследству квартиру – и понял, что работу не найдет. «То, что для инвалидов готовят, мне не подходит. Я – музыкант и я делаю то, что умею делать. Я много потерял в этой жизни, но я и выиграл немало. У меня нет глаз, зато есть руки. Так что все не так уж плохо».
«Здесь мой офис! – объясняет Серега, широким жестом обводя Речной вокзал, - мой Брайтон-Бич! Дом родной!»
Но самая распространенная разновидность уличных музыкантов – «неформальные» подростки или те, кто в подростковом возрасте несколько задержался. «Фенечки», футболки с Егором Летовым или Куртом Кобейном, репертуар, состоящий в основном из русского рока. Они далеко не всегда попадают в ноты, но их явление народу организовано сложнее, чем выступление одиночки с чехлом от гитары у ног.
Кроме самих музыкантов в команде присутствует «шляпник», преграждающий дорогу прохожим, настойчиво потряхивая шапкой, в которой звякают монетки. Это уже шоу-бизнес в миниатюре – одни занимаются творчеством, другие – финансовой стороной. Милиция «шляпников» не одобряет, усматривая в их действиях вымогательство. «Играть можно, а стоять со шляпой – нельзя», - объясняют корреспонденту НГС.НОВОСТИ подростки из перехода возле вокзала. И рассказывают, что иногда в их шляпу попадает десять рублей за вечер, а иногда тысяча за час.
«Когда я начал играть на улице, была середина девяностых, люди были растеряны и разобщены. Уличный концерт был средством объединить людей, чтобы мы вместе могли противостоять этой растерянности», - рассказывает Алексей Диканский. В Академгородке он известен, кажется, всем – и это неудивительно после пары сотен концертов на Морском проспекте. Он успел поиграть и на улицах Дублина и теперь может сравнивать:
«На Западе люди охотно платят деньги за профессионализм и талант. У нас денег, скорее, дадут из жалости. На Западе этим можно зарабатывать на жизнь, а у нас – вряд ли».
Тут к разговору корреспондента НГС.НОВОСТИ с Алексеем Диканским присоединяется Петр Белякин, помощник главного дирижера НГАТО, тоже имеющий опыт уличных выступлений в Европе. И подводит итог: «Говорить об уличных музыкантах как о целом явлении у нас трудно. У нас ведь нет традиции карнавала. Даже день города выливается в пьянку. Такой темперамент, менталитет, климат…» сообщает НГС. |