Еще в начале года чиновники мэрии г. Новосибирска всерьез заговорили о мерах, которые могли бы подтолкнуть частных перевозчиков произвести смену подвижного состава на новые автобусы большой вместимости. Не последним доводом прозвучало то, что пассажиры должны почувствовать положительные изменения что называется «всем телом»: большие автобусы должны обеспечивать больший комфорт перевозок. При этом нарекания горожан вызывают не столько размер и марка автобуса, доставившего их на работу, сколько стиль вождения «человека с рулем». В том, как перевозчики добиваются соответствия старых водителей новой технике, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Кадровый вопрос для владельцев частных парков автобусов или маршрутных такси – один из самых болезненных. «Водитель – главная запчасть в автомобиле», - говорит частный перевозчик Петр Бандаевский. Сейчас в объявлениях о приеме на работу предприниматели стали специально указывать, что намерены доверить кандидатам новые автобусы. Делается это для того, чтобы переманить хороших сотрудников из конкурирующих предприятий.
Частные перевозчики, как и в советские времена, доверяют новую технику лучшим водителям, делая перевод на новый автобус формой поощрения.
Частный предприниматель Игорь Клюев, разместивший объявление о приеме на работу водителей, сообщил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что в Новосибирске на таможне уже ждут своего часа 15 больших китайских автобусов Mudan, которые к концу сентября должны выйти на маршрут № 1100 (ж/м Родники – ТЭЦ-5).
«Мы будем очень избирательны в подборе водителей на эти большие новые автобусы. Будем доверять их опытным сотрудникам с большим стажем», - сказал Игорь Клюев. Специальной программы по переподготовке водителей он не предусматривает.
В то же самое время пассажиры отмечают, что качество вождения более крупных, чем «пазики» автобусов все еще хромает: ЛиАЗы и НефАЗы резко трогаются с места, «дергаются» во время движения и, как дети, набравшие вес, но не повзрослевшие, продолжают бороться за место на остановке.
Генеральный директор Группы компаний «ПАТП» Николай Самойлов с подобными проблемами не сталкивается. Его водители (маршруты №№ 1064 и 1264) пересаживаются на новые большие автобусы со старых больших. «Водителей много, а квалифицированных мало. Когда мы пересаживали водителя с «пазика» на Volvo, - у него минимум должен был быть опыт 6 месяцев работы на «пазике» и примерно месяц-полтора обучения в качестве стажера на автобусе большой вместимости», - рассказывает господин Самойлов. Он считает, что такая проблема по-прежнему сохраняется:
«Водителей на автобусы большой вместимости не хватает. Воспитать самим? Может быть, у людей нет техники или стажеров. Поэтому они их просто переманивают».
Примерно в один месяц оценивает Николай Александрович и время привыкания водителя к «большому» автобусу. В ответ на мой вопрос о том, почему «дергаются» большие автобусы во время движения, он сказал, что это может быть связано и с низким уровнем квалификации водителя, и с процессом привыкания к новой технике: «Если же это продолжается больше месяца, то это уже технические проблемы. Например, плохо отрегулированное сцепление может дать такой эффект».
Мэрия выбрала простой и эффективный механизм воздействия на перевозчиков в вопросе замены малых автобусов на большие: наличие таких транспортных средств или гарантийные письма об их приобретении являются обязательными для участия в конкурсе на получение маршрутов. Но нигде в условиях конкурсов не сказано о том, что частный перевозчик обязан организовывать переподготовку своих водителей, которые еще вчера управляли «пазиками».
Так, в конкурсе, объявленном 14 сентября, указано только то, что автобусы должны быть не менее 10,5 метров в длину, и срок их поставки должен составлять не более 4 месяцев. В Положении о конкурсе, которое утверждали депутаты Горсовета 19 апреля 2006 года, водителей касается только один пункт: участник конкурса обязан иметь «систему предрейсового учета и контроля за состоянием здоровья водителей, систему учета режима труда и отдыха». Конкурсант также теряет баллы, если его водители имеют нарушения ПДД или жалобы от пассажиров, особенно письменные. Однако сути это не меняет: как пересядет водитель с «пазика» на большой автобус, будет ли он стажироваться или сразу пойдет в рейс – все это остается на совести частного предпринимателя сообщает НГС. |