С 1 сентября в Новосибирске не действуют гражданские проездные билеты. Это второй этап введения в городе системы оплаты проезда по Единой транспортной карте. Еще в конце июля началось оборудование троллейбусов и трамваев красными наклейками и терминалами, также стартовал обмен карт Метрополитена. Однако уже прозвучали мнения, что август вскрыл некоторое количество недочетов в новой системе и механизме ее ввода. А ведь всего через месяц город ждет отмена и студенческих проездных.
Единая транспортная карта вводится в оборот как исполнение решения мэра, и полное развертывание этой системы должно быть завершено 1 января 2007 года, когда из оборота будут изъяты социальные проездные билеты. Именно подсчет льготников, пользующихся услугами муниципального транспорта, объявляется основной целью «электронизации» оплаты проезда в Новосибирске.
Проездные билеты не являются технологической новинкой, но достались новосибирцам в наследство от советских времен. Именно такую форму оплаты проезда многие горожане, часто пользующиеся транспортом, считают наиболее удобной и выгодной.
Однако, с точки зрения Управления пассажирских перевозок, из-за того, что проездной давал скидку в 60-70 %, транспортным предприятиям приходилось обслуживать пассажиров себе в ущерб.
«Муниципальный общественный транспорт за счет недобора средств не мог обновлять свою базу, платить своевременно налоги и зарплату работникам. Из-за сдерживания тарифов на оплату проезда ситуация для общественного транспорта создалась критическая», - сообщает пресс-центр мэрии. Теперь, когда отменят гражданские проездные, финансовое положение муниципальных перевозчиков якобы должно улучшиться.
Максимальный размер скидки, которую можно получить при использовании Единой транспортной карты, составляет 15 %. Для этого необходимо внести на приложение «Наземный транспорт» на Единой транспортной карте сумму в 600 рублей. Расходовать эти деньги, например, в метро не получится. Для подземного транспорта свой «карман» на карточке и своя система скидок.
Представители разных ведомств и организаций по-разному оценивали перспективы транспортной карты еще месяц назад. Оптимисты планировали активировать в течение июля-августа до 60 тыс. карт через кассы метро и пять наземных пунктов. В реальности же число новосибирцев, выбравших эту форму оплаты проезда, оказалось существенно меньше.
По данным системы платежных сервисов «Золотая корона» (группа компаний ЦФТ), в течение месяца было продано около 12 тыс. транспортных карт. При этом 9,7 тыс. карт были реализованы в Метрополитене и 1,3 тыс. карт куплены в киосках по продаже проездных билетов. Еще тысячу карт приобрели юридические лица для своих сотрудников. В течение месяца в наземном транспорте по Единой транспортной карте осуществлено 6 тыс. поездок.
Создатели системы уверены в ее перспективности и в свете того, что с 1 сентября терминалами для считывания карт будут оснащены не только троллейбусы и трамваи, но и автобусы. Директор проекта «Транспортные и социальные карты» Александр Гришин сообщил нам, что с начала сентября в день продается от 600 до 1 тыс. карт: «Безусловно, большая часть из них реализуется в метро, но постепенно ситуация выравнивается».
Впрочем, многие вопросы относительно электронных расчетов, остаются невыясненными. Так, корреспондент НГС.НОВОСТИ стал свидетелем полемики между пассажиром и кондуктором. Последняя, взяв карточку и отправившись с ней в кабину водителя (терминалы кондукторы с собой не носят), вернулась, но билет пассажиру не выдала, мотивировав это тем, что «…там и так все записывается».
Важно отметить, что коммерческий транспорт не спешит присоединиться к новой системе электронных расчетов. Особенно такая точка зрения характерна для мелких перевозчиков.
Ирина Щекина, осуществляющая перевозки пятью автобусами «ПАЗ», относится к этой идее резко отрицательно: «Для мелкого перевозчика 7 % за обслуживание карты плюс проценты банка – это очень много. Нам говорят, что кондукторы не будут нас обманывать и залезать в карман. Но это мой карман, и с кондукторами я как-нибудь сама разберусь» сообщает НГС. |