Фестиваль сверхкороткого фильма (Extra Short Film Festival) - единственный в своём роде в Евразии - проводился в Новосибирске с 2000 года. За это время он нашёл своего зрителя. Чтобы увидеть фильмы, в которых чайный пакетик медленно умирает под музыку Морриконе, или заводной цыплёнок погибает от взрыва воздушного шарика, или нагие и невинные Адам и Ева изгоняются из «МакДональдса», билеты нужно было заказывать заранее – за несколько дней до показа они уже были раскуплены.
В этом году седьмой по счёту фестиваль прошёл в Москве. В столицу одно из самых нестандартных культурных событий нашего города переехало вместе с основателем и директором фестиваля, художником Дмитрием Булныгиным. А новосибирцам достались сладкие остатки – 17 августа в ДК «Прогресс» зрители увидели подборку избранных фильмов прошлых лет и работы победителей Extra Short Film Festival 2006.
Продолжительность каждого фильма – не более одной минуты. Обязательное требование – наличие титров, названия и сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой – всё, как в «большом кино».
«С клиповым мышлением проводить параллели не стоит, - говорит Дмитрий Булныгин. - Принципиальное отличие от формата MTV – законченная мысль в каждом фильме. Рассказ должен быть лаконичным, но законченным».
Это - концентрированное кино, в котором режиссёр, как снайпер, должен поразить зрителя одним выстрелом. Но если в вас не «попал» именно этот фильм, скорее всего, следующий не промахнётся. Благодаря формату, в двухчасовую программу умещается всё на свете и на любой вкус - видео и анимация, вечные ценности и масскультурные штампы, секс и политика, туалетный юмор и философия.
В мусорную корзину летят вначале памперсы, затем игрушки, затем – презервативы и бутылки из-под пива и водки. И, наконец, сверху ложатся две траурные гвоздики («Пришёл, увидел, наследил»). Конец, аплодисменты и смех в зале.
Именно дружный хохот зрителей – самая очевидная реакция на «прямое попадание» в аудиторию. Корреспондент НГС.НОВОСТИ даже заподозрила, что минутный формат не подразумевает серьёзность и трагедию как таковую, – пересказанная в бешеном темпе, она рискует стать комедией. Сам формат располагает к анекдоту – достаточно заявить о намерениях раскрыть тему вселенского масштаба. Например, эволюция человечества или «Три хита русской литературы» за минуту – заведомо смешно. «Он любил маленькую американку Лолиту, - уныло повествует в камеру рассказчик. - Лолита выросла и умерла. Гумберт плохо закончил».
Но Дмитрий Булныгин не согласен с тем, что короткая история обязательно окажется комичной. Он объясняет, что шутка, хохма, гэг – это самый лёгкий путь, по которому может пойти автор сверхкороткого фильма, но формат не исключает и «несмешных» тем. На экране - засыпанный снегом безликий спальный район. Пара мрачно-криминального вида парней в чёрных шапочках избивает человека – в темпе замедленной съёмки. Мимо, не обращая внимания, идут прохожие – спешат по своим делам, уже без всякого замедления («Эпизод»).
В конкурсную программу вошли в основном фильмы, сделанные в России, – в предыдущие годы зарубежных работ было явно больше.
А основатель фестиваля Дмитрий Булныгин говорит о том, что не очень доволен конкурсной программой этого года. «Масса авторов просто перестали делать хорошие работы. Мало фильмов прислали в этом году, мало хороших… В этом году не было бюджета – я не совершил поездок по городам. Не был, например, в Екатеринбурге, который поставляет много работ. А ведь есть масса талантливых, но безынициативных авторов, которых нужно подталкивать…»
В жюри Extra Short Film Festival 2006 вошли кинокритик Алексей Кожемякин (Новосибирск), режиссер Елена Шарова (Екатеринбург), кинокритик Михаил Трофименков (Санкт-Петербург), сценарист Марина Потапова (Москва), кинокритик Станислав Ростоцкий (Москва). Гран-при они присудили фильму «Комар» Андрея Золотухина из Цюриха. Готической, чёрно-белой с кровью сказке о том, как маленький комарик вонзил свой хоботок в вампира - и что из этого вышло сообщает НГС. |