Большинство горожан не имеют четкого представления о деятельности частных детективов, некоторые даже не знают об их существовании. Между тем, начиная с 1990-х годов, в Новосибирске получило лицензию примерно 50-60 частных детективов, лицензированных агентств за эти годы появилось порядка 15-18-ти. Является ли детективное агентство альтернативой милиции на платной основе, как часто занимаются детективы разоблачением неверных жен и мужей, какова их основная сфера деятельности – обо всем этом корреспондент НГС.НОВОСТИ поговорил с Сергеем Кривощековым, заместителем директора детективного агентства «Империал-Новосибирск», членом Всемирной Ассоциации Детективов, учредителем «Ассоциации Сибирских детективов».
Сергей Викторович, расскажите вкратце, чем занимается ваша компания?
Агентство наше существует с 1998 года, и с самого начала мы четко обозначили рамки нашей деятельности: мы не следим за неверными женами и мужьями, не ставим подслушивающих устройств. Главным образом, мы работаем в сфере экономической безопасности, наши клиенты – юридические лица, крупный и средний бизнес. Среди наших клиентов Институт ядерной физики, Группа компаний F1, компании «Катрен», «Арт Сайенс Синема Дистрибьюшн», несколько крупных металлургических и лизинговых компаний. Многие фирмы заинтересованы в освоении новых рынков в других городах, однако в этом случае высок риск наткнуться на мошенников. Мы можем проверить, насколько фирма благонадежна и кредитоспособна. Подобная работа составляет 80%. Вторая важная часть нашей деятельности – проверка персонала компаний.
И каким образом вы проверяете персонал?
Приведу два примера. Первый такой: приходит менеджер, устраивается на работу, мы проверяем, чем он занимался раньше, и оказывается, что на него была зарегистрирована своя фирма, у которой накопилось много долгов, и он будет пытаться решить эту проблему за счет нового работодателя. Второй пример. Как-то обратилась к нам руководительница одной компании: у меня, мол, первый заместитель, я ему доверяла всегда, а тут оборот компании стал неожиданно резко падать – что случилось? И оказывается, что этот заместитель недавно зарегистрировал свою собственную фирму и начал перетягивать на нее клиентуру.
Иногда мы прибегаем и к оперативным мероприятиям: например, обращаемся к менеджерам под видом клиента, мол, сделай нам скидку, давай договоримся. Откаты ведь у нас в стране более чем популярны. Многие клиенты используют наши услуги для того, чтобы в коллективах не было атмосферы безнаказанности. Есть исследование западных психологов, которые утверждают, что только 10% персонала в компании никогда не ворует, 10% воруют всегда, а остальные 80% – это инертная масса, которую легко можно качнуть в ту или иную сторону. Своими проверками мы способствуем тому, чтобы воровали меньше.
Работаете ли вы непосредственно с преступлениями, выполняете ли вы альтернативные милиции расследования?
Да, я знаю – это заблуждение, которое бытует у нас в народе. Оно подразумевает, что частное детективное агентство – некая альтернатива милиции на платной основе. Такие слова совершенно не соответствуют действительности. Есть закон, принятый в 1992 году, в котором есть перечень того, чем может заниматься частный детектив: в основном, это установление обстоятельств недобросовестной конкуренции, изучение и сбор информации для деловых переговоров, сбор сведений по гражданским и уголовным делам, розыск людей.
А как все-таки с неверными женами и мужьями?
На начальном этапе деятельности это ошибка всех новичков. Семейные проблемы дело очень деликатное, ведь вторжение в личную жизнь противоречит закону. Хотя в Новосибирске есть некоторые фирмы, которые этим занимаются. Денежки ведь рубятся легкие, особенно когда наступает период весенне-летней половой активности.
В народе бытует мнение, что частные сыщики – либо милиционеры, либо бандиты. Это так?
Нет, не так, детективы – либо бывшие милиционеры, либо бывшие сотрудники спецслужб. Бандиты нет, это может или – вернее сказать, могло ранее – касаться охранных агентств. Им по закону разрешено иметь оружие, отсюда и соблазн… В нашем агентстве большинство работало в милиции, хотя судьбы у всех разные. Я, например, закончил Физико-математическую школу при НГУ, а затем Мехмат НГУ, потом некоторое время проработал в информационной службе Западно-Сибирского УВД на транспорте. А про бандитов… нет, ведь детектив не имеет право носить оружие, в первую очередь ему нужна голова.
Ваша работа опасна?
Не более чем любая другая.
Но допустим, вы насобирали компромат, кто-то хочет от него избавиться?
Если на вас наедет машина, с кем вы будете разбираться – с водителем или с его машиной? Мы же в стороне находимся, не представляем ничьих интересов. А пытаться нам угрожать – это полнейшая глупость. Мы же все из бывших. Умный человек это поймет.
Расскажите о какой-нибудь детективной головоломке.
Больше всего мне понравилась работа, которую мы делали года полтора назад вместе с коллегами из Германии. Разыскивали людей. Вот, например, такая история. Женщина, родом из Оренбургской области переехала жить в Германию, заболела раком и сообщает сыну: «Дорогой мой, я скоро отойду в мир иной, но знай – в 1975 году к нам в деревню приезжали шабашники с Кавказа, и был среди них симпатичный парень по имени то ли Ахми, то ли Апти, а фамилию уже не помню, кажется, Бараев. Ну, так вот, он и есть твой отец». И детективам поступает заказ – найдите папашу. Коллеги из Германии переправили запрос нам. Мы сначала долго думали, браться или нет. Позвонили в Германию с просьбой дать хоть какую-нибудь зацепку. Перебрали кучу информации: этот встречался с этим, тот жил на такой-то улице…
А в Оренбург не ездили?
Какой смысл? Можно прокатать кучу денег, а потом окажется, что никакого результата нет. Мы просто собирали факты, сопоставляли их, и вот нашелся один ключевой момент. Оказалось, что как-то раз на танцах кавказцы подрались с местными ребятами, и старушка вспомнила, что этого Ахти опрашивали в качестве свидетеля. Мы нашли нужного человека в Оренбургской области, подняли архивы, и выяснили: действительно, в таком-то селе произошла драка. По делу проходили такие-то, свидетелями были такие-то. А среди свидетелей он и нашелся. И там же был указан номер паспорта, по которому мы вышли на его семью, а там нам уже дали его контакты.
И сколько вы за это получили?
Вы будете смеяться. В Германии любого человека можно найти в течение 10 часов. За час работы немецкий сыщик получает 60 евро. Нам же скупые немецкие рыцари, после долгих разбирательств, отстегнули целых 200 долларов.
И последний вопрос? Помогает ли в работе детектива образование, полученное в ФМШ и НГУ?
Безусловно. Там нас учили работать с информацией. Учили думать. Я считаю, что наш университет – лучший вуз страны сообщает НГС.НОВОСТИ. |