Выполняя распоряжение мэра, транспортные чиновники Новосибирска готовятся ввести с 1 августа для оплаты проезда на муниципальном общественном транспорте, как наземном, так и подземном, Единую транспортную карту (ЕТК). Реализация карт должна начаться с 25 июня. Общее количество «электронных проездных» должно составить до 300 тыс. штук. При этом только льготники (около 140 тыс. человек) будут получать карту стоимостью 70 рублей бесплатно. В остальной арифметике и нюансах проекта разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ
Введение ЕТК мэрия мотивирует желанием внести ясность в систему проезда льготников. Сейчас непонятно, сколько поездок совершает гражданин, купивший льготный проездной билет, и кому за них следует платить из бюджета. Попутно мэрия надеется, что картой начнут пользоваться рядовые граждане, привлеченные удобством продукта и скидками на проезд от 5 до 15 %, в зависимости от величины внесенной на карту суммы. Кроме того, внедрение безналичной системы расчета за проезд, по мнению чиновников, сократит воровство на муниципальном транспорте. Кстати, кондуктор будет обязан выдавать билет и при безналичном расчете.
Купить карту можно будет в киосках по продаже проездных билетов и кассах метрополитена, пополнить – там же. Примечательно, что в Челябинске, на опыт которого ориентируются новосибирцы, карту можно пополнить в любой точке приема мобильных платежей. У нас при приобретении карты необходимо будет оплатить стоимость подключения в размере 70 рублей.
Бесконтактный чип рассчитан на 15 приложений. На первое время будут активированы два: наземный транспорт и метрополитен. Для того чтобы начать пользоваться, необходимо положить на карту 200, 400 или 600 рублей (не меньше и не больше) для проезда на наземном транспорте. Чтобы «покататься» на метро, придется положить отдельную сумму на соответствующее приложение – там порядок останется прежним – по количеству приобретаемых поездок.
На данный момент заказчиком установлен период в 7 минут, в течение которого с карты нельзя снять средства на одном и том же терминале. Это сделано для того, чтобы обезопасить пассажиров от злоупотреблений кондукторов. Но в результате у вас не получится сделать широкий жест и, например, заплатить за свою девушку. Саму карту передавать другому лицу можно, но если у вас ее украдут, по письменному заявлению остаток суммы на ней будет заблокирован.
Новосибирский метрополитен с введением ЕТК будет вынужден постепенно отказаться от карт старого образца. До 25 июля они еще будут пополняться, а далее, по словам директора Владимира Кошкина, «с этим могут возникнуть проблемы». Он также сказал, что пока еще не определено, будут ли пассажиры метро платить 70 рублей при обмене старой карты на новую.
Директор метрополитена сообщил НГС.НОВОСТИ, что за 10 лет в метро было реализовано около 75 тысяч карточек: «Я не думаю, что общее количество внедренных карт будет значительно больше. Совместно (наземный транспорт и метро) будет использоваться не более 40 тысяч карт».
Другая точка зрения у директора проекта «Транспортные и социальные карты» Андрея Гришина. Он считает, что уже в августе будет активировано не менее 60 тысяч карт. «Мэрия оценивает общее количество карт в 160 тысяч. Когда подключатся социальные карты, количество возрастет до 300 тысяч», - сказал господин Гришин.
Льготники, по распоряжению мэра, платить по 70 рублей за подключение карты не будут. Им придется только класть на нее 105 рублей каждый месяц. Пользоваться социальной картой они смогут как проездным. В перспективе количество поездок по социальной карте будет ограничено, но и будут стоить они дешевле. Будут ли студенты отдавать по 70 руб. за карту – пока тоже не ясно, но платить они будут за каждую поездку на 50 % дешевле.
Карта студента вводится с 1 октября, карта льготника – с 1 января. В эти сроки должны будут окончательно уйти в небытие бумажные проездные. Социальные карты будут именными, с фотографиями владельцев.
Идут переговоры по внедрению ЕТК и на коммерческом транспорте, но частные перевозчики не хотят приобретать за свой счет дорогие терминалы. «Вторичного рынка для этого оборудования не существует», - говорит генеральный директор Группы компаний «ПАТП» Николай Самойлов. Он также считает, что процент, который берет оператор за обслуживание системы, очень велик, но назвать цифру господин Самойлов отказался.
Частный перевозчик Вячеслав Кобенко согласен со своим коллегой, но добавляет, что еще одним тормозом может стать неповоротливость и задержки расчетов за проезд льготников: «Проект был бы интересен любому перевозчику, если бы они вовремя рассчитывались. Боюсь, что договоры будут заключаться на тех же условиях, что сейчас с муниципальными перевозчиками». В целом же, по словам господина Кобенко, даже с введением автобусов большой вместимости перевозчики не испытывают такой нехватки пассажиров, чтобы, привлекая льготников, идти на большие затраты сообщает НГС.НОВОСТИ. |