|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
Его историю мы не узнаем никогда… |
Фотовыставка Евгения Иванова и Андрея Лашкова «Живая история стала частью проекта «Память», посвященного 65-летию Победы.
08.05.2010 Категория: Изо |
Фотовыставка Евгения Иванова и Андрея Лашкова «Живая история разместилась под открытым небом, в театральном сквере возле оперного. Это часть проекта «Память», посвященного 65-летию Победы и поддержанного администрацией Новосибирска. На открытие экспозиции пришли герои портретов – те из них, кто ещё жив.
На 60 щитах, расположенных вдоль дорожек сквера, – архивные фотографии с фронтов Великой отечественной. По другую сторону планшета – сегодняшние фото участников тех сражений, сопровожденные их рассказами о боевом пути. Для кого-то это последнее фото в жизни. Для того, под чьим портретом указаны годы рождения и смерти и лаконичное: «Его историю мы уже не узнаем никогда».
Именно это стремление двигало авторами фотосерии «Живая история» – успеть запечатлеть уходящую историю и тех, кто её создавал. По словам Евгения Иванова, трудно было уговорить стариков и их родственников показать собственную жизнь такой, какая есть, не приукрашивая её, ничего не скрывая от камеры. Не бурным стремительным сегодня, а исчезающим вчера дышат портреты ветеранов. Они расположились у себя дома, на фоне интерьера, оставшегося таким же, как и много лет назад. Обои советских расцветок, обшарпанный комод, алоэ в эмалированной кастрюльке, хрустальные вазы пыльного серого отлива, туркменские ковры на стенах и полу, уже потертые, как и плюшевые мишки, которыми давно никто не играет, – это не быт, а бытие, не информация о времени, а его слепок. Ветераны в парадных кителях, увешанных боевыми наградами, держат портреты своей молодости. Такими они уходили на фронт – и такими они предстали сейчас. Контраст молодых и старых лиц, беспечных и тоскливых глаз на фоне обветшавшего мира составляет содержание выставки «Живая история».
Заместитель председателя новосибирского союза фотохудожников, штатный фотограф оперного театра и скандально известной группы «Синие носы», лауреат и дипломант многих международных фотоконкурсов, преподаватель фотошколы «СветоСила» Евгений Иванов занимается проектом «Живая история» около десяти лет. Начиналось всё с небольшой выставки к очередному Дню Победы, которую он подготовил в перерыве между основными трудами. Тогда, впервые попав в дом к ветеранам войны, он был поражен прикосновением к уходящей натуре, знакомством с людьми, которых скоро не будет и за плечами которых – долгий и многотрудный жизненный путь. Он вглядывался в старые предметы, которых не увидишь в обычных квартирах, и понимал, что одноразовой съемкой дело не обойдётся. От автора, который мыслит исключительно проектами, стоило ожидать продолжения и развития начатого.
– Когда я приступил к этой серии, столкнулся с социально интересным явлением, рассказывал он тогда. – В советское время коммунисты создавали такой зоопарк – садили фронтовиков в золотые клетки и показывали всему миру. Государству нужны были живые идолы, которым все должны были поклоняться. Им полагались и квартиры, и машины, и телефоны – а на деле получалось иначе. Что из этих идолов получилось? К чему они пришли? Как прожили жизнь? Мне было очень интересно увидеть, что с ними сейчас. С одной стороны, восхитился, с другой – ужаснулся. И стал искать, как передать ощущение времени, просил героя перемещаться по квартире, снимал фрагменты… Так я и пришёл к решению снимать панорамы. А раньше считал их формотворчеством, маскирующим отсутствие содержания. Но понял, что в панорамах присутствуют все жанры фотографии: портрет, натюрморт, репортаж. Получается застывший фильм, который можно долго рассматривать, в нем смонтирована абсолютная реальность. Квартира старого человека – это панорама его жизни. Он стоит в лодке, а фараон отправляет его в загробный мир, и отплывающий берет с собой, что ему дорого. Вот он прожил жизнь, накопил багаж – одной ногой стоит в могиле и все что прожил, показывает. Главный художник оперного Игорь Гриневич точно подметил в моих снимках ощущение смерти. Снято то, что уже находится за жизнью.
Панорамы Евгения Иванова экспонировались во многих выставочных залах Новосибирска. А его новая серия «Живая история», выполненная совместно с председателем новосибирского союза СХ Андреем Лашковым – это взятые крупным планом лица, это глаза, в которых читается вечность. Выставка «Живая история», ставшая частью городского проекта «Память», впервые показала портреты ветеранов в уличном формате. И когда 9 мая в центре города пройдёт военный парад, демонстрирующий мощь и доблесть российской армии, то выставка без глянца и лоска, расположенная чуть в стороне от праздничных колонн, напомнит, что настоящая жизнь там, где лица не нуждаются в ретуши, а старческие руки с трудом удерживают улыбающееся фото в массивной позолоченной раме.
Яна Колесинская
Читать по теме:
Торговому корпусу приказали долго жить
Фотографы отчитались друг перед другом
Алексей Рамазанов: «Мы покажем вам изюм!»
Сергей Ковыркин: «Нельзя быть довольным собой!»
«СветоСила» позвала в поля
Вот парадный портрет |
08.05.2010
|
|
|
|
|
|
|