Революция, о которой так долго говорили чиновники, медленно, но все же свершается. Все больше автобусов частных перевозчиков «краснеют», размещая на бортах наклейки «Единая транспортная карта» и выдавая кондукторам терминалы для считывания поездок с ЕТК («ридеры»). Впрочем, краснеют еще и те немногие пассажиры, которым приходит в голову рассчитываться по карте – красный пластиковый прямоугольник кондукторы принимают с нескрываемым неудовлетворением, а порой не выдают билет.
Начать утро четверга корреспондент НГС.НОВОСТИ решил с эксперимента. Положив на ЕТК, которой ранее пользовался только в метро, 400 рублей (сумма предполагает скидку 10 %), в 8:00 я отправился в турне по Новосибирску, оплачивая проезд в муниципальном и коммерческом транспорте по карточке. Кондуктор троллейбуса № 5, завидев ЕТК в распахнутом мною бумажнике, безропотно достала аппарат и приложила «ридер» к карте. В итоге получилось даже быстрее, чем с мелочью, вот только билет она оторвала от другой катушки.
- А что это за билет такой особенный? - Это для карточек особенные, а для остальных нормальные.
На сегодняшний день, по данным мэрии, ЕТК принимают к оплате в 69 коммерческих автобусах трех частных перевозчиков. Это маршруты № 1198 (ж/м Восточный – ж/м Ботанический, по Красному проспекту), № 1264 (Земнухова – ВАСХНИЛ, через Красный проспект), № 1064 (Земнухова – Молкомбинат, через Димитровский мост и вокзал Новосибирск-Главный) и № 1113 (ж/м Родники – ТЭЦ-5, через Красный проспект).
Действия кондуктора коммерческого автобуса маршрута № 1198 были менее уверенными, но и прибор – менее засаленным – верный признак того, что услуга внедрена недавно. Втиснувшись в среднюю дверь и долго игнорируя требования кондуктора передать деньги на заднюю площадку, я продемонстрировал ей карточку:
- Вам ее передать? - Конечно, давайте, а то я пока к вам приду – всем ноги отдавлю!
Пластиковая карточка скользит по рукам заметно быстрее, чем, например, горсть мелочи, и билеты в коммерческих автобусах выдают самые обычные.
Примечательно, что в обоих автобусах маршрута № 1198 с моей карты сняли по 10, а не по 9 рублей – скидка 10 % не сработала.
«Придется тоже выдавать отдельный билет, как в муниципальном транспорте – это связано с налогообложением. Контролер, который приходит проверять тебя на линии, сверяет количество билетов с суммой, которая есть наличными. Если что-то не стыкуется, то это будет расцениваться, как финансовое нарушение», - говорит директор Группы компаний ПАТП (маршруты №№ 1064 и 1264) Николай Самойлов.
18 автобусов № 1064 и 25 автобусов № 1264 привозят в день вместе 2500 рублей, заработанных с ЕТК. Получается 58 рублей в среднем на машину, или 6,5 поездок по 9 рублей.
Самой курьезной оказалась поездка по ЕТК в автобусе № 1264 – там карты и терминалы внедрили недавно. Первое, что я услышал от юноши-кондуктора, одетого в Adidas, когда показал ему «красную карточку», было «Щас!». Сначала он рассчитал всех, кто вошел со мной за наличные, потом сбегал в кабину водителя, принес «ридер», приложил к карте и также бодро убежал.
- А билет? - А я не даю.
Поскольку в мои цели не входило обучение кондуктора, этот факт был просто зафиксирован для статьи.
Опираясь на статистику УПП, можно сказать, что в муниципальном транспорте ЕТК действует заметно эффективнее. 1049 транспортных средств осуществляют 16,5 тыс. поездок в день по ЕТК. То есть в среднем 15,7 поездок в день на одно ТС.
Внедрение ЕТК на коммерческом транспорте демонстрирует не столько экономическую заинтересованность, сколько лояльность перевозчика к мэрии и департаменту транспорта в частности. Такую точку зрения подтверждает директор ООО «Единоросса» Павел Шевцов: «Мы готовы поставить терминалы, чтобы было взаимопонимание с мэрией. Если мы откажемся наотрез – на нас будут по-другому смотреть». Для своих маршрутов (№№ 1100 и 1146), частично укомплектованных китайскими автобусами Mudan (5 шт.) и российскими ЛиАЗ (2 шт.), внедрение ЕТК он по-прежнему считает неэффективным: «Эти деньги неизвестно когда придут, а нам нужно по кредитам рассчитываться». Впрочем, и господин Шевцов, и господин Самойлов заявляют о своей заинтересованности в перевозке льготников: даже если бюджеты за них будут платить через месяц, это поможет увеличить пассажиропоток сообщает НГС. |