|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
Свадьба среди графских развалин, или неженское это дело |
Весна: начинается сезон свадеб. Ирина Веремеенко – одни из самых востребованных свадебных фотографов Новосибирска.
09.04.2010 Категория: Изо |
Охотник за радостью
Принято считать, что фотограф – не женская профессия, а свадебный фотограф тем более. Среди десяти мужчин с кофрами встретится лишь одна дама. Но если вы попросите знающих людей перечислить самых интересных свадебных фотографов Новосибирска, вам непременно назовут Ирину Веремеенко. А зайдете на её сайт – и увидите романтические картины, наполненные любовью к жизни, которая сама по себе – особый дар.
«Я охочусь за улыбками, интересными моментами, яркими эмоциями и событиями. Коллекционирую радость, выразительные жесты, счастливые веселые лица. Из этого сплетается летопись свадебного дня, кадр за кадром, каждое мгновение. На всю жизнь», – сообщает Ирина Веремеенко на своём сайте.
Её спрашивают: что это за натура? где снято? Далеко ли пришлось ездить? Нет, не обязательно отправляться в дальние края. Новосибирск превращается на снимках Ирины Веремеенко то в аристократическую европейскую столицу, то в уединенный сельский уголок. Маршрут свадебной фотопрогулкии намечается заранее, есть любимые местечки, где фотографировать одно удовольствие: графские развалины в самом центре города, лестница в парке, завораживающая ритмом ступенек, вечерний пляж «Неоком» с вышкой, с которой отлично просматривается фактура песка, конюшня, где невесту ждёт белая и очень фотогеничная лошадка. Но именно импровизация поднимает снимки Ирины Веремеенко от ремесленничества до искусства. Сюжеты встречаются чуть ли не на каждом шагу, замедли бег и вглядись.
– Где вы разыскали эту синюю стену? Сами красили? – изумляются зрители, а она смеется:
– Это всего-навсего автозаправка. Ехали с молодоженами в условленное место, и вдруг вижу: какая необычная стена! Попросила водителя остановиться, ну не могу я пропустить такое! И жених здесь раскрылся, стал необыкновенно артистичен.
Октябрь. Ветер. Хмарь. Хмурь. В такой день лучше выспаться до обеда, а потом долго пить горячий чай на своей оранжевой кухне. Но редко когда удается выкраивать время для сибаритства. Ирина садится за руль своего ланд крузера, выезжает из Академгородка, торопясь домой к невесте. Настроение так себе, но поднимется при встрече – фотограф раскрепостит жениха, восхитится невестой, расскажет им забавные истории, срежиссирует спектакль, который передаст атмосферу праздничного дня. А пока – октябрь, ветер, хмарь, серое небо, унылые просторы, скошенные поля. Только не сжата полоска одна… Среди вселенского уныния – прямоугольник ослепительно-желтой люцерны, будто солнце, встрепенувшись перед зимним анабиозом, расплескало повсюду свои брызги, и они стали осязаемы. Конечно, необходимо сюда вернуться: «Ну не могу я пропустить такое!» Попросила невесту захватить кроссовки, «Белые или черные?» – весело уточнила девушка. Наш человек!
Художник и фотограф на одном портрете
Недавно Ирина Веремеенко ездила в Екатеринбург на семинар свадебных фотографов. Мастера при разборе полётов, листая её снимки, как-то подозрительно замолчали. Посоветовали снимать побольше городских планов и опять замолчали. Наконец спросили:
–Вы по образованию кто?
– Художник.
– Ну, тогда всё с вами ясно.
Напоследок спросили, можно ли использовать её идеи. Используйте, разве жалко, всё равно невозможно повторить фотографию с точностью до мелочей, да и просто повторить не получится.
Образование художника Ирина Веремеенко получила на худграфе новосибирского пединститута, после окончания которого работала в самой обычной школе учителем рисования:
–Я обожала эту работу, а дети обожали меня! Вела уроки взахлеб. Но потом нужно было выбирать, свои дети или чужие. Я выбрала своих. А теперь жизнь опять запихивает меня в преподавание!
Она всегда была активно практикующим педагогом. Учительскую зарплату тратила на кисти с красками – и на путешествия, для которых этот инструментарий готовила. Ещё и компактную камеру брала с собой, жалко было упустить хоть что-то от яркого многообразия мира. Париж, Берлин, Кассиль, Венеция, Рим, Стамбул, Дамаск – и затем серия гуашей или полотен маслом, где отразились её впечатления, восприятие этих мест. Не живопись, а дивопись глядит с экспозиционных стен, забирает, втягивает в себя, будь то абстракция с перетекающими друг в друга пятнами и линиями или вполне узнаваемый пейзаж. Полсотни вернисажей по разным городам, иногда семь выставок в год, а постоянной выставочной площадкой стал зал академгородсковского Дома учёных. Искусствовед Галина Лаевская всегда торопила её, подхлестывала творческие идеи. Говорила: никогда не угадаешь, чего ждать от художника Ирины Веремеенко, каждая серия не похожа на предыдущую, если бы я не знала, что ей можно доверять, не пошла бы на такой риск! Кстати, она же и предложила в живописную выставку включить фотоработы.
Когда-то Ирина переживала, что стремление к разным манерам творчества, постоянный поиск новых приемов не позволяют ей выработать индивидуальный стиль. А потом поняла, что это и есть её стиль. Вот и в свадебных фотографиях, снятых каждый раз по-иному, этот стиль угадывается: стиль женщины, умеющей тонко чувствовать духовный мир другого человека. Не тому ли учила её Наталья Чижик?
Переехав в Академгородок из Питера, Наталья Чижик основала художественную студию для взрослых «МАРТ». И вот лет 15 назад пришла к ней красивая самоуверенная девушка, сообщила о наличии диплома худграфа и с гордым видом выложила на стол пачку акварелей и акрилов. И получила такой разнос, что впору бежать отсюда подальше и закидывать кисти на антресоли. Но вместо этого сделала вывод: – Я сопли вытерла – и через неделю поняла, что она права. У неё была студия, которая её удовлетворяла, а тут я со своим гонором. Но я знала, что у неё есть знания, которые мне нужны. Через полгода она оттаяла и стала делиться со мной.
Знакомство теперь уже с собственными учениками, которым она преподает курс по композиции в фотошколе «Светосила», Ирина Веремеенко начинает с краткой биографической справки:
– Композиции я училась пять лет на худграфе и восемь лет у Натальи Чижик, которая определила мою творческую судьбу.
И начинает рассказывать о композиции так, что впору забыть о сне и еде и заниматься только этим. После занятий студенты, некоторые из которых ненамного младше её, не отпускают так сразу. Зима, мороз, ланд крузер засыпан снегом, творцы окружили гуру и засыпают вопросами. Коллеги её цитируют: «Что такое ракурс, вам расскажет Ирина Веремеенко. Она вкладывает в это понятие свой смысл». Или: «Погодите, настоящие домашние задания вам только предстоят. Ирина Веремеенко заставит вас снимать яйцо – ох, и намучаетесь!» Именитый Константин Ощепков, мастер со стажем и регалиями, тоже гоняет своих школяров за неграмотное построение картинки.
Переадресовывает их вопросы Ирине: «Она понимает про композицию всё. Я сам прослушал её курс и был ошарашен. Оказывается, я знаю о фотографии позорно мало».
Одна девушка, прослушав курс, пришла к ней в студию и заявила: «А теперь я буду работать у вас ретушером. Мне надо». Конечно же, она работает ретушером! Если спросить Ирину Веремеенко, как она отнесётся к ученикам, переросшим своего учителя, она ответит: – Нормально! Я же переросла своего. Правда, Наталья Чижик до этого не дожила. Делюсь своим искусством с другими, испытывая потребность в этом. Возможно ли налить воды в полный стакан? Нет, пока не выплеснешь оттуда лишнюю воду. Чтобы наполняться дальше, мне необходимо выплескивать своим ученикам.
Я назову тебя солнышком…
Переход от живописи к фотографии осуществился плавно и естественно: хобби стало профессией. Ведь снимала она всегда – сначала на плёночную камеру, потом купила зеркалку Canon-300D, «чтобы делать макро, фотографировать своих любимых букашек и паучков. Кстати, её первая фотовыставка и была посвящена портретам флоры, встреченной в далёких краях. Тут друзья пригласили на свадьбу: «Заодно и поснимаешь». Неловко объяснять близким людям, что не бывает «заодно», невозможно совместить веселье и труд. Предложила: «Давайте это будет мой подарок вам, согласны?» От такого подарка друзья остались в восторге, и вскоре по Академгородку разнеслась весть, что есть художница, которая классно снимает свадьбы.
Через полгода после первой свадьбы «за деньги» Ирина Веремеенко из начинающих доросла до профи. Теперь у неё нет отбоя от клиентов, график фотосессий расписан на месяцы вперед, лето предстоит горячее, и неизвестно, удастся ли выкроить недельку для поездки на Алтай. Дома она оборудовала ещё и фотостудию, покрасив стены в белый цвет, потолок в оранжевый, окно завесив синими шторами. Женщины обожают у неё сниматься: из каждой умеет сделать картинку. Рассказывает:
– Приходит ко мне весьма полная девушка и заявляет: хочу сняться ню! Работает администратором фаст-фуда. Мы с визажистом Людмилой Бакулиной сделали из неё царицу Тамару. Там открыли плечи, там задрапировали ткань: посмотри, какая ты красавица! Она и уплыла в этом образе. В нём и живёт. Недавно я встретила её с животиком: вышла замуж, скоро станет мамой. Её жизнь круто поменялась после этой фотосессии.
Казалось бы, с невестой работать куда легче, но не факт. Своими любимыми свадьбами Ирина Веремеенко считает самые трудные. То есть те, когда приходится проводить особую подготовительную работу: невеста закомплексована, зажата, стесняется позировать и не понимает, зачем это нужно. О женихе и говорить нечего, он вообще не понимает, зачем нужен фотограф, но каприз любимой закон. А через пару часов молодоженов не узнать. Они бегают, дурачатся, репетируют первый танец, прыгают взявшись за руки, подначивают гостей, те подкидывают жениха в воздух – и он на полном серьезе боится, что не поймают! Среди толпы друзей обязательно находится тот, кто рад поработать «солнышком» – ловить отражателем солнце и пускать на невесту солнечных зайчиков. Солнышком его продолжают называть и на банкете.
– Ей тесно внутри себя. И поэтому ей нужно эту солнечную энергию тратить. Ира не просто фотограф – она и режиссёр, и стилист, и психолог, и аниматор. Получается, она – главный организатор свадьбы, – сказала одна её ученица со вздохом зависти и восхищения.
Неженское это дело? На каждую свадебную фотопрогулку она берет с собой рюкзак с 16-килограммовой амуницией – две камеры, пять объективов, источники света:
– Я люблю хорошую технику. А ещё люди, бывает, не понимают, почему труд фотографа стоит так дорого. За шоу им заплатить легче, чем за фотографии. Моё оборудование – это и есть атрибуты шоу. Но я не отношусь к фотографам-халтурщикам, которые, отсняв свадьбу, тут же сливают с флэшки на диск и продают клиентам болванку за три тысячи. 16 килограммов дорогой аппаратуры есть кому тащить вслед за ней. Ассистенты всегда рядом – люди, понимающие с полуслова, что подать, когда подхватить, как разместить свет и отражатель. Иные готовы приплачивать за то, чтобы, таская этот рюкзак, поучиться в надежде на подобный успех. А причиной успеха она считает движение вперед:
–То, что сделала когда-то, никогда не повторю!
– Это мало кто сможет оценить, – возражают ей.
– Но это важно для меня. Иначе кончится творчество.
Яна Колесинская
Читать по теме:
Сергей Ковыркин: «Нельзя быть довольным собой!»
«СветоСила» позвала в поля
Алексей Рамазанов: «Мы покажем вам изюм!»
Фотографы отчитались друг перед другом |
09.04.2010
|
Знаю Ирину по ее картинам!!! Отличные работы! Чувствуется рука мастера, который в постонном поиске! Ну а свадебные ее работы не хуже. Талант он и в Африке талант! |
Читаешь эту стать и веришь, что эта художница действительно талантлива! Жаль, что свадьба у меня в прошлом, а то бы заказала съемку только Ирине! Наджеюсь, она еще будет работать. когда соберусь выдавать замужсвою дочь? |
|