|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Персоны >> |
Сергей Ковыркин: «Нельзя быть довольным собой!» |
О том, как научиться не просто фотографировать, а делать художественную фотографию и зарабатывать на ней, рассказывает руководитель первой новосибирской фотошколы «СветоСила» Серей Ковыркин.
28.01.2010 Категория: Персоны |
Самой первой новосибирской фотошколе «Светосила» исполнилось три года. За это время она подготовила более 500 выпускников, многие из которых успешно трудятся на поприще фотографии. О том, как обойти конкурентов, и что нужно делать, чтобы творить, развиваться и зарабатывать, рассказал преподаватель фотошколы «СветоСила» Серей Ковыркин.
– Сергей, казалось бы, в наше время найти свободную нишу для бизнеса уже невозможно. А вам удалось не просто угадать, что будет востребовано, а еще и реализовать любимые идеи…
– Алексей Рамазанов, с которым я дружен со студенчества и который серьезно занялся бизнесом, уехал в Москву выколачивать долг из недобросовестных клиентов. Заняло это полтора года. За это время он успел там обучиться в фотошколе. Параллельно выяснил, сколько в столице таких фотошкол и пробил вопрос по Новосибирску. Оказалось, что у нас – ни одной. Однажды ранним утром он позвонил мне и предложил поработать в этом направлении. «Только, – говорит, – не уверен насчет денег». – «Слушай, родной, за идею пойду!» – вдохновился я. «Пиши программу» – последовало указание. Это и было начало фотошколы «СветоСила».
К тому моменту я не только много фотографировал, но и пытался зарабатывать на этом. Хобби – вещь вдвойне приятная, когда начинает приносить деньги. К тому же, меня постоянно спрашивали, что это за кнопочка на камере, и я осознал, что умею внятно и просто объяснить даже сложные вещи.
– Как вы с Алексеем поделили сферы влияния?
– Он взял на себя организационную часть фотошколы «СветоСила», я образовательную. Алексей обладает потрясающими администраторскими способностями: организовать группу, запустить процесс, найти подходящее по цене помещение, договориться об выездной съемке по репортажке. На мне создание курсов, разработка программы, управление студией.
– И что же, в «СветоСиле» сразу все пошло как по маслу?
– Первое занятие в «СветоСиле» я запомнил на всю жизнь. Толпа рассаживается в классе. Смотрят испытующе. У меня дрожит голос. (Алексей потом сказал, что это было очень заметно.) Начинается перекрестный допрос. Кто ваши учителя? Где можно посмотреть ваши работы? Какие у вас регалии? Состоите в союзе фотохудожников? Смотрю, народ стал по одному выходить. Класс опустел. Осталось три человека. Фотомодель, дизайнер и менеджер. С ними-то я и начал заниматься.
Дизайнер, который оказался скрытым лидером, сразу же сказал: дело у вас новое, но поймите и меня тоже, платить я буду позанятийно. А в конце курса он резюмировал: я получил ровно столько, сколько хотел. Цена за базовый курс в «СветоСиле» тогда была чисто символическая, только чтобы оправдать аренду.
– Многие знают фотошколу «СветоСила» по выставкам выпускников. Для большинства из них это самое первое участие в выставке…
– Поначалу мы не ставили вопроса об обратной связи в финале – это к вопросу о развитии преподавательских способностей. Устраивали лишь выставки выпускников фотошколы «СветоСила» – первая прошла в торговом центре Академгородка, затем в ресторане «Грильмастер» с конкурсом и призами. А через год после открытия «СветоСилы» ввели обязательную данный дипломную работу – показатель того, чему выпускник научился и что представляет из себя на момент. Человеку нужно указать, куда он двигается, подытожить, чему он научился.
– Группа из трех человек – вначале, несколько дневных и вечерних групп параллельно – сейчас. Это при том, что вслед за «СветоСилой» в Новосибирске одна за другой стали открываться бесчисленные фотошколы. Но, как правило, они практикуют систему мастер-классов, не всегда взаимосвязанных. Вы же разработали наиболее продуктивную модель обучения. Многие, изучив предложения по фотошколам, выбирают именно «СветоСилу». Почему? Образование математика помогает выстроить процесс?
– Мы оба фанатики: получаем огромное удовольствие от своей деятельности. Это настроение передается тем, кто у нас учится. Кроме того, системность, логичность, последовательность у нас в подкорке. Математика развивает ясность мышления, вырабатывает умение фильтровать материал. Эта наука приучила меня к строгости и четкости. Почему на занятиях в фотошколе «СветоСила» я часто обрываю: сейчас не пишите? Потому что позже сформулирую четко и продиктую. Математика выработала установку: при съемке нужно понимать, чего хочешь, и правильно ставить задачу. А для этого знать предмет съемки.
Однажды мы группой человек семь снимали бальные танцы. Танцоры любят фотографироваться, поэтому мы принесли с собой и тут же установили компьютер, принтер. Засняли весь процесс, выложили в компьютер. Они просмотрели, пальцем ткнули: эту, эту, эту покупаем. В основном это оказались мои фотографии. Потому что одно время я занимался танцами и кухню эту изучил. Мне понятна структура танца, знаю, какие позы наиболее выигрышные, в общем, как математик знаю, как воспользоваться информацией, а как фотограф понимаю, когда нужно нажать на кнопку. Неподготовленная съемка, работа наугад, на авось редко приносит интересные результаты.
Итак, думая об организации фотошколы «СветоСила», мы поставили для себя главную задачу – выстроить структуру нашего образовательного учреждения. Начинаем обучение с азов. Первая ступень «СветоСилы» – базовый курс. На нашем сайте выложена программа, где перечисляются все основные темы, без которых невозможно двигаться дальше.
Принципиально то, что в «СветоСиле» я строю преподавание на интерактивном общении с аудиторией. Пришел к выводу, что в группе должно быть не более 12 человек – то ограниченное количество учеников, за которых отвечаю. Больше – не могу охватить физически, КПД резко падает. Обратная связь должна быть с каждым, и поэтому один и тот же материал могу рассказывать десятками способов, каждому по-разному.
Опыт взаимодействия с аудиторией у меня накоплен со студенчества. Мой тандем с Алексеем Рамазановым образовался еще в 1996 году в НЭТИ – музыкальный дуэт «ЛиС» (Леха и Серега). Мы играли блюзы, а один человек заявил, что это рег-тайм. Я не зал, что такое рег-тайм, посмотрел в энциклопедии, оказалось, музыка уличных музыкантов. С этой самой уличной музыкой мы заняли первое место в «Студенческой осени», зачинали фестиваль «Сибирский шестиструнный андеграунд». Так вот, однажды два хлопца слушали, слушали, и вдруг встали и завернули в бар. Ну все, думаю, потеряли мы публику. Однако вскоре они вернулись – с ящиком пива для нас. С тех пор я к аудитории очень прислушиваюсь.
Дальше, после базовой, идет вторая ступень фотошколы фотошколы «СветоСила». Это специализация – авторские курсы. Отбор преподавателей в «СветоСилу» мы ведем очень жестко, обязательным условием ставим наличие авторской программы, проводим пробные занятия и поэтому в преподавательском составе уверены на сто процентов. Далеко не каждый может преподавать. Один член союза фотохудожников, признанный мастер, отвел ровно одну группу – больше мы его не приглашаем. Потому что информации он дал ноль! Преподаватель должен быть не только образован и опытен, но и контактен. Это критерий профессии. Есть еще критерий духа. Костя Ощепков, Вася Коваль, Ирина Веремеенко – в этом смысле эталоны.
Мы сделали финт ушами – пригласили в фотошколу «СветоСила» вести спецкурс по композиции не фотографа, а художника Елену Бертолло. На пробном занятии мне Лену было жаль. Она стояла против товарищей, которые были искушены. Ее позиция была такова: чем вы тут занимаетесь, это несерьезно, а вот мы – художники! Пыталась убедить, что вся композиция вышла из живописи и с приходом фотографии во многом подрастеряла, а мы – да, вышла, но благодаря фотографии многим обросла. После курса мы вышли с иным отношением друг к другу. Следующий курс Лена вела с настоящим пониманием того, что такое фотография.
Многие фотографы по сути технари. Они приобрели навороченную технику, но души в их снимках нет. А я хочу, чтобы ученики фотошколы «СветоСила» не только освоили камеру, но и погружались в атмосферу творчества, общались с мастерами, которые живут фотографией. Я и сам получил огромное удовольствие от общения с Эдуардом Левеном. Его курс мы назвали семинарами по пейзажной фотографии, но получились вечера встреч с великим человеком. Восхищаюсь его работами, восхищаюсь им самим, это мой единомышленник в фотографии.
– Любого можете научить? Бывают ли безнадежные случаи?
– Можно ли обезьяну научить фотографировать? Нас еще в школе учили, что человек отличается от животного наличием образного мышления. Но все большем больше убеждаюсь, что животные гораздо сложнее, чем мы привыкли о них думать. Научить обезьяну фотографировать можно. Но снимать художественно – нет.
Такое случается с некоторыми людьми. Раньше я был уверен, что любого научу, а год назад в фотошколе «СветоСила» произошел клинический случай – не удалось вдолбить ни-че-го. И ведь это был мальчик, не девочка – принято считать, что девочки ничего не понимают, но это не так, просто они устроены по-другому. А у него оказалась такая скорлупка, которую пришлось долбить отбойным молотком, и все, что я говорил, понимал не так. Время друг на друга мы потратили зря.
Мониторю ситуацию. Если в «СветоСилу» человек пришел нулевой, результат заметен. Если с базой – рост заметен не сразу, после курса выпускник начинает снимать значительно хуже. Потому что новая информация в голове роится и мешает работать, решать задачи. Но потом эта информация из головы уходит в спинной мозг, и прогресс становится явственным. Время, чтобы переварить новое, – от месяца до полугода. Дальше – у каждого свой путь.
– Каких только курсов, школ и академий сегодня нет! Начиная от бальных танцев языков и кончая горловым пением. Почему же наблюдается повсеместная страсть именно к фотографии? И ведь существует заблуждение, что учиться этому необязательно.
– С приходом цифровой фотографии возникла иллюзия доступности. Камеру той или иной сложности может купить каждый. Фотографирование кажется простым делом, не требующим особых усилий. Приходит к нам в «СветоСилу» Слава Островский – архитектор, владелец компании «Де карт». «Я вот камеру купил, Canon» 50D, решил для души заниматься. А чем еще? фотография мне больше подходит, я по образованию художник, но если буду рисовать, мало будет отличаться от моей работы, а фотография тоже визуальное искусство, но проще», – обосновал он свою точку зрения. Я объяснил, что не проще. Скоро он и сам это понял.
После мастер-класса Андрея Разумовского Слава сказал: «Такое ощущение, что меня ударили пыльным мешком по голове». В его листах чувствуется сильное влияние Разумовского. Объяснение простое: когда общаешься с человеком подобного уровня, его надо переварить, а потом это трансформируется в свое. Кстати, смысл копирования чужих работ в том, что, пока копируешь, стольким приемам научишься! Чем больше с ними знакомишься, тем большую свободу обретешь в воплощении собственных идей.
Многие задают вопрос, что дальше. Слава Островский – не задавал. Он знал – фотографировать!
– И все же: что дальше? Благодаря фотошколе «СветоСила» в Новосибирске переизбыток фотографов, предложение в разы превышает спрос. А «СветоСила» все набираете и набираете группы…
– С недавних пор я стал вести в фотошколе «СветоСила» еще и детский фотокружок. Школьники начали таскать сюда своих друзей. Движняк наступает!
В «СветоСилу» приходят не обязательно затем, чтобы потом работать фотографом. Хотят заниматься этим для души и на большее не претендуют. В нашей стране не развита культура фотографии, толпы молодых людей тупо нажимают на кнопку, будучи уверенными, что для этого много ума не надо. Мы формируем соответствующую среду! Культурное развитие необходимо для полноценной жизни вне зависимости от того, какая у тебя профессия.
– И все же, кто-то работает по приобретенной специальности? Следите ли вы за судьбой выпускников фотошколы «СветоСила»?
– Одна выпускница «СветоСилы» уехала в Лондон получать высшее образование фотохудожника. И вдруг бросает и переходит на бизнес-факультет. «Я завязываю с фотографией!» – заявила она. – «Как? Зачем? Тебе нужно фотографировать!» Оказалось, завязывает не с фотографией, а с образованием фотографа. Потому что даже там заработать на фотографии нельзя, обучение не окупается. А мы привыкли считать: на Западе, на Западе…
С другой стороны, нужно уметь продать фотографию. Вася Коваль - преподаватель фотошколы «СветоСила» - ведет в Академгородке авторский курс по стоку. Он принес в студию самый обычный кирпич. Тема занятия – постановка света на предмете. Фото с этим самым кирпичом он выставил в фотобанк. Купили!
Тех, кто ставит задачу заниматься фотографией профессионально, мы вносим в банк данных и затем рекомендуем рекламным агентствам, которые к нам обращаются. Есть выпускники топового уровня, которые зарабатывают только фотографией. Например, Лена Петрова. Фирма модной одежды отправила ее к нам учиться, и вскоре в городе появились интересные баннеры – ее работы. «Ее фотографии стали нести больше смысла», – отметил директор фирмы в разговоре со мной. Или Жанна Кульченко. Увидев ее первый раз, я воспринял как блондинку, усмехнулся в усы и подумал, что эта девушка больше в «СветоСилу» не придет. Редко ошибаюсь в людях, но здесь ошибся оба раза – и что блондинка, и что не придет. Она не знала теорию, снимала по наитию, но у нее настоящее чутье к фотографии. Брала все, что предлагали, закончила и базовый курс фотошколы «СветоСила», и вторую ступень. Сейчас снимает отличную репортажку, свадьбы, рекламу. Вкладывает душу в каждую фотографию. Настоящий фотограф не может быть доволен собой – она всегда собой недовольна.
– Постойте! Психологи, следуя западным тенденциям, утверждают, что быть довольным собой необходимо, иначе не добьешься успеха! Недовольство собой они записывают в тяжкие грехи, вы это знаете не хуже меня.
– Вы можете быть довольны собой, но если собственные фотографии нравятся вам годами, то это ненормально. А если есть одна такая, то значит это действительно достойный снимок. Вы должны уметь видеть свои огрехи и пытаться понять, как их исправить. Иначе вы не будете расти. Кроме того, вы должны нормально относиться к тому, что вас постоянно критикуют. На одном из фотографических форумов я прочитал, что идеальная фотография – это та, которая нравится зрителям 50х50, то есть вызывает споры. На мою голову за три года много критики свалилось. А у Кости Кинчева есть в песне: я не червонец, чтобы всем нравиться.
– Почему фотошкола «СветоСила» не отпраздновала свое трехлетие? Ведь пройден серьезный путь, есть чем гордиться.
– Я говорил Алексею об этом еще в ноябре, но он считает, что не до того, много работы. Да еще переездом занимались – теперь фотошкола «СветоСила» расположены в центре города. Ничего, пятилетие отпразднуем! Думаю, к тому времени мы откроем свой музей. Пока будущие экспонаты хранятся в диване: «Зоркие», «Смены», «Полароиды», ФЭДы, кинокамеры… Народ с удовольствием от них избавляется, а мы приобретаем. Музей пока существует на уровне идеи, думаем, как оформить и где разместить.
– Сергей, на вашем сайте вы словно вызов делаете, заявляя: «Регалий не имею». Задаю вам тот же вопрос, что и ваши несостоявшиеся ученики на первом занятии: «Почему вы до сих пор не состоите в союзе фотохудожников»?
– Я понимаю, что это нужно для самопиара, а других рычагов мало. Успешный фотохудожник Светлана Бакушина не стесняется говорить, что стоило ей вступить в союз, как перед нею сразу стали открываться все двери. Но в творчестве, в саморазвитии это никак не помогает. Заместитель председателя союза Евгений Иванов однажды сказал, что многие, вступив в союз, перестают заниматься фотографией. Глаза у него при этом были грустные-грустные…
Яна Колесинская
Читать по теме:
Алексей Рамазанов: «Мы покажем вам изюм!»
«СветоСила» позвала в поля
|
28.01.2010
|
Фотографы люди чокнутые ей богу. Побывала пару раз в их компании они еще о чем нибудь способны говорить? |
Отлично написано! Пробуждает ностальгию! Хочется придти по новому адресу школы и посмотреть как устроились! Я училась у Ковыркина в прошлом году и знаю, что такое "СветоСила". Правда, фотографирую для души, но я и не помышляла о заработке на этой стезе. Слава богу, меня кормит моя професия, хотя в кризис гораздо стало труднее. Спасибо Сергею Ковыркину, что науичл меня фотографировать, это у меня отдушина. |
Bardу - когда студенты платят за обучение из своего кармана, они обычно учатся а не постоку-поскоку как вы изволили выразится. они знают зачем пришли и с чем им надо уйти. Обучение недешево, да. Просто так протирать штаны нет смысла. Я так понимаю двоичников в Фотосиле нет. |
Конешно, трудно представить чтобы группы шли потоком и приэтом было качество обучения. Ну мне бывает так. Всегла в группе треть студетов боле-мене, остальные постоку-поскоку. |
А насчет регалий господин Ковыркин, подумайте! Вы хоть и не лыком шиты и ольшой профи, в чем никто не сомневается, но регалии-то щтука полезная тем более вы их заслужили. Конечно учится у вас большая честь но хочется ведь еще и научится во всяких конкурсах побеждать. Как работу на конкурс подать и прочие тонкости. Вы совершенно верно сказали про самопир без него седня никуда иначе так и просидишь в непризнаых гениях и сам будешь на свои карточки пялится. Знают не тех кто талантлив а тех кто себя выпячивает. Досадно но факт. |
Это и есть так все на самом деле? Такая школа крутая и есть? Ну судя по фотам и правда многое умеют ученики или это фото преподов? Слушьте смотришь на вас и думаешь интересное штука жизнь всетаки! |
Учить фотографии - это особый талант! Сергей, так держать! |
Чуваки, клево! Теперь я знаю куда мне грести |
|
|
|
|
|
|