Корреспондент НГС.НОВОСТИ все реже встречает знакомых в маршрутке «Академгородок – Речной вокзал»: некоторые пересели на электричку, но большинство — на личные автомобили, что, в конечном счете, не слишком уменьшает время в пути — из-за возрастающих пробок. По данным Новосибирскстата, за первое полугодие нынешнего года общественный автотранспорт перевез на 5 % меньше пассажиров, чем за первое полугодие прошлого года (164 млн перевезенных пассажиров вместо 173 млн). Причем местонахождение «пропавших» миллионов точно не известно. Перевозчики не считают личные автомобили существенным фактором, уводящим у них клиентов, и не верят, что их бывшие пассажиры предпочтут стоянию в пробке и погружению в мир русского шансона пеший поход в несколько остановок.
Водитель маршрутки № 1091 (Демакова – Речной вокзал) подтверждает, что уменьшение количества пассажиров за указанный период он заметил и без помощи статистиков. За этот год суммарное время, которое его маршрутка простаивает на конечных в ожидании заполнения салона, увеличилось примерно на час в день и вместо пяти кругов он делает четыре. По мнению водителя, его бывшие пассажиры, преимущественно ездящие в город на офисную работу, не потеряли место из-за кризиса, а наоборот — пересели на автомобили.
Новосибирскстат называет причиной снижения количества перевезенных автотранспортом пассажиров социально-экономические проблемы и прекращение деятельности ряда перевозчиков, а также внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты. Директор ПАТП № 5 и председатель правления «Транспортного союза Сибири» Валерий Ильенко очевидных факторов не видит: «Из косвенных причин это могут быть отголоски кризиса, да и некоторую роль может сыграть то, что у нас появляется порядка 50 тысяч новых автомобилей в год. Но мы не ощутили особого падения трафика, у нас есть только нормальное летнее снижение, связанное с отпусками».
На маршрутных такси, по мнению господина Ильенко, снижение количества пассажиров должно сказываться в гораздо меньшей степени, чем на автобусах.
Геннадий Палков, директор МКП «ПАТП-4», данные Новосибирскстата более чем подтверждает: «Муниципальный транспорт больше страдает от потери пассажиров: по городу у нас, если сравнивать первое полугодие этого и прошлого года, — спад на 7,7 %, а по междугородным перевозкам — на 8 %. Я не думаю, что количество пассажиров снижается вообще. У нас нет такого роста безработицы или сокращения населения, и я не верю, что существенное количество людей из экономии ходят пешком по несколько остановок. Люди просто меняют вид транспорта. У нас по сравнению с прошлым годом сократилось количество автобусов, потому что мы списали совсем старые.
Значит, наши автобусы ходят реже, а пассажиры никуда не делись — они чаще ездят на частниках, в том числе и нелегалах, — отсюда и статистика.
Несколько рублей разницы мало для кого играют роль. Для нас же из-за низких тарифов, ниже себестоимости перевозки, городские перевозки по-прежнему остаются убыточными и еле-еле компенсируются междугородными».
Зафиксированное Новосибирскстатом падение количества пассажиров почувствовали на себе не все перевозчики. Галина Земерова, директор ООО «Новосибирскпрофстрой ПАТП-1» (автобусы № 1010, 1033, 1038, 1103, 1125, 1131, 1209, 1251, 1260), говорит, что количество пассажиров осталось на прежнем уровне. Елена Красавина, индивидуальный предприниматель (автобус № 1232), отмечает падение пассажиропотока на своих автобусах, но связывает его исключительно с обострением проблемы нелегальных перевозчиков на маршруте: «У меня они забирают до половины выручки». На то же жалуется и Анатолий Кожевников, индивидуальный предприниматель, работающий на маршруте № 1202: «Департамент транспорта назначил нам пятнадцать маршруток там, где нужно тридцать — в итоге свободную нишу занимают нелегалы». А Николай Самойлов, директор ООО «ПАТП» (маршруты № 1020, 1064, 1264), наоборот, отмечает постепенное восстановление докризисного трафика. «Я бы не назвал переход на личный транспорт ощутимым фактором отказа пассажиров от наземного транспорта, — комментирует господин Самойлов. — Гораздо больше сказывается общая транспортная ситуация в городе.
Когда полгорода встает, люди бегут от пробок в метро. И мне кажется, все больше людей пересаживаются на мопеды, велосипеды — я вижу это и по своим работникам, и по людям на улицах. Не сказать, что это массовый путь, но это, безусловно, здоровая альтернатива».
Впрочем, европейский путь преодоления пробок по-прежнему остается экзотикой: продавцы магазинов спортивных товаров в один голос говорят, что офисный работник, просящий подобрать велосипед для ежедневной езды по городу, — очень редкий гость. Пытавшиеся же бороться с пробками, пересев на велосипед, часто отказываются от этой идеи как не только сезонной, но и опасной. «Время действительно можно сэкономить, но ездить в часы пик неудобно и страшно, — рассказывает музыкант Алексей Хомич. — Чтобы спокойно передвигаться на велосипеде, нужно иметь твердую веру в то, что правила соблюдаешь не только ты, но и все автомобилисты вокруг».
По словам Валерия Ильенко, вероятности повышения цен на проезд в нынешнем году практически нет: «Сегодня идет процесс упорядочивания тарифов, и если ожидать повышения, то в январе 2011 года».
Елена Полякова, www.ngs.ru |