|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Персоны >> |
Алексей Сюмак, Кирилл Серебренников: время «икс» |
В Москве готовится масштабный проект – симфонический перформанс «Реквием». За дирижерским пультом главный дирижер НГАТОиБ Теодор Курентзис. Композитор и режиссёр рассказывают об эстетическом манифесте поколения.
29.04.2010 Категория: Персоны |
Театральный «Реквием», посвященный 65-летию окончания Второй мировой войны, его создатели режиссер Кирилл Серебренников, композитор Алексей Сюмак и дирижер Теодор Курентзис воспринимают как жанр, стиль, эстетику, покаяние и этический манифест поколения.
Накануне премьеры мы попросили Кирилла Серебренникова и Алексея Сюмака рассказать об идее проекта.
– Алексей, когда вы писали партитуру "Реквиема", вы знали, что она будет театрализована. Это усложняло вашу задачу?
Алексей Сюмак: Мне это никак не мешало. Когда мы первый раз c Кириллом обсуждали его «черный заказ» (улыбается), то сразу же обнаружили, что было бы интересно вставить в музыкальную структуру Confiteor - это краткая покаянная молитва, читаемая в церкви в начале мессы.
– Черный заказ?
Кирилл Серебренников: В данном случае я выступил чем-то вроде черного человека – пришел и заказал Сюмаку «Реквием», в итоге ему ничего не оставалось делать, как учитывать мое присутствие. (Смеется.) В данном случае этих монологов-исповедей, точнее – Confiteor -– будет несколько; все они посвящены памяти тех, кого убила и убивает война. Их будут читать актеры на разных языках. Это тоже часть музыкально-театральной партитуры.
Сюмак: Для меня наш симфонический перформанс - максимальное приближение к чему-то канонически обрядовому. И это очень важно, потому что церковная месса имеет глубокое воздействие на человека вообще, и более того - на людей различных точек зрения. Причем это воздействие заключено в массе элементов, населяющих церковь как некое священное тело: священник, который читает литургические тексты, вся атмосфера заупокойной молитвы, запах свечей, витражи, иконы, определенные обрядовые движения служителей церкви - все это мощнейшее видеовоздействие. Да еще и музыка! То есть все перечисленные элементы работают на причастие, на приобщение человека к таинству!
Серебренников: Сегодня уже трудно представить, что человек сидит в каком-то некрасивом месте, зажмурившись, и только ушами воспринимает звуки - пусть самые прекрасные! Поэтому мне лично нравится, что сегодняшние композиторы, и среди них Леша Сюмак, пишут музыку, которая относится к разряду синтетических произведений, предполагающих полифоничность и множественность воздействия на аудиторию.
– «Реквием» Сюмака-Серебренникова создавался к 65-летию Победы. Но все мы помним, что после падения СССР многие к подобным юбилеям и всевозможным парадам относились весьма иронично. И наступила свобода от прошлого! К сожалению, это привело к провалам исторической памяти у нескольких поколений. Но без истории нет страны, нет человека и его будущего.
Серебренников: Это очень важная мысль - cвобода возможна только при здоровой рефлексии, при нормальном и глубоком осмыслении собственного прошлого! Но прошлое - это не только история России. Это всегда тесно связанные между собой судьбы многих стран и судьбы миллионов людей, которых мы ошибочно и эгоистично воспринимаем как "чужих", не имеющих к нам никакого отношения. Наверное, наш "Реквием" - это рефлексия про общее мировое прошлое, про общий опыт. Сюмак: Место пустой эйфории и нигилизма в сознании современного человека занимает что-то более существенное - в том числе и переосмысление своего прошлого. Наш проект выходит за рамки слова "праздник", потому как Победу в Великой Отечественной войне трудно назвать "праздником" - там погибли миллионы людей! В великой трагедии, которая закончилась 65 лет назад, на мой взгляд, очень много параллелей с историей Христа, которая символизировала собой бесконечное человеческое самопожертвование! Война - это тоже великое самопожертвование во имя мира, во имя жизни. "Реквием" - исторически сложный жанр, но изначально - это все же история о Христе, его муках, о покаянии человека. И создание, и восприятие "Реквиема" в любую эпоху, как правило, связаны с максимальным достижением духовности. Потому что на самом деле для каждого человека - это всегда его внутренняя история. В том числе и моя личная история, мое покаяние - как композитора, как рефлексирующей личности.
– Покаяние - это трагический сюжет в жизни человека, или вы воспринимаете его как-то иначе?
Сюмак: Не знаю, насколько трагично покаяние. Мне кажется, это не столько трагический "жест", сколько... ну, что ли, чрезвычайно сложный, понимаете? Это некое состояние, к которому человек должен прийти, освободившись от праздности и пустоты.
– Вы согласны с мнением многих культурологов, историков, философов, что в нашей стране отношение к прошлому слишком легкое, поверхностное?
Серебренников: Не у всех. Я лично никогда не относился к этой дате формально. Я вообще никогда не участвовал в формальных мероприятиях, а сейчас тем более нет желания это делать. Разве что в детстве... Помню, как нас школьниками выгоняли в День Победы рано утром на улицы города, выстраивали вдоль свежевыкрашенных бордюров и заставляли раздавать ветеранам гвоздики. В 9 утра всем было лень вставать, и особого возбуждения это событие, конечно, не вызывало. Но в нашей семье было и остается особое человеческое отношение к этой дате. 9 Мая мы ходили к друзьям моих родителей. Это были муж и жена: он - военный, ветеран войны, она артистка, цыганка, которая пела в госпиталях. Мы садились за стол, и помню, как все замолкали, когда по телевизору транслировали минуту молчания. И это Молчание не было формальным. Мой родной дядя погиб под Сталинградом. Понятно, что я этого человека никогда не знал, но для меня и моей семьи война связана с личной потерей. Война, закончившаяся 65 лет назад, - это нечто огромное, что пронеслось над миром, как смерч! И в этот хаос и ужас были вовлечены миллионы людей, многие из которых погибли.
– Ваш «Реквием» – продукт, сделанный на заказ? Или это ваше личное покаяние, не рассчитанное на широкий общественный резонанс?
Серебренников: Я отвечу только за себя. Мне кажется, то, что весь этот проект - это идеальное состояние искусства, когда огромные усилия, финансовые и творческие, плюс труд большого количества людей направлен на духовное переживание. И для меня очень важно, что "Реквием" - который пройдет всего один раз! - ни в коем случае не является "товаром", репертуарным спектаклем, который потом станет частью кассы.
Сюмак: Я от себя хочу добавить. Для многих художников, и с моей точки зрения, в этом нет ничего плохого, какие-то даты, юбилеи, иногда прихоти высокопоставленных лиц являлись только предлогом, чтобы написать музыку, стихи и тем самым заработать деньги. Например, Моцарт часто писал на заказ. Собственно, даже его "Реквием" не был бы создан, если бы не пришел некий человек и не предложил деньги. Созданное творцом - всегда самовысказывание, и работа для самого себя!
Серебренников: Согласен. Леша услышал эту музыку. Я увидел действо с применением различных визуальных технологий, с полифоническим звучанием текстов на разных языках. Для меня важно и ценно то, что это наше общее высказывание на очень больную для всего человечества тему. Ведь трактовки войны у всех народов, и даже у наших историков очень разные. Сейчас в Америке доминирует концепция, что именно Соединенные Штаты выиграли Вторую мировую войну, а все остальные страны сыграли второстепенную роль. С моей точки зрения, это просто кощунственно по отношению к правде и справедливости! Еще один парадокс! Я говорил с британским актером Джереми Айронсом: "У вас есть какие-то личные ощущения, связанные со Второй мировой войной"? Он пожал плечами: "Нет". А вот про Первую мировую войну его семья все знает. Многие родственники Айронса пострадали. Так что Вторая мировая война для современного мира - это далеко не такое же ясное и острое понимание случившегося, как для нас! Но в чем все, по крайней мере участники нашего международного проекта, едины - необходимо помянуть всех погибших! "Реквием", который будет показан 4 мая на сцене МХТ, мы посвящаем памяти тех, кого убила и убивает война. Это история про вечно текущую межчеловеческую бойню, которая продолжается между странами, между людьми...
– Несколько слов о том, что в итоге увидят зрители?
Серебренников: Пока идут репетиции, мне сложно дать окончательный ответ. Но по форме это именно симфонический перформанс, который вместе с прочими театральными и весьма технологичными визуальными составляющими выходит за рамки какой-то классической формы. В этой акции очень много линий: и музыка, и свет, и актеры, и авторское видео....
Сюмак: Мы целый год готовились! И как ни странно, пока еще не нашли ту единственную и правильную точку "икс", где все эти линии пересекутся.
Серебренников:Но 4 мая это обязательно произойдет!
Елена Кутловская,
«Российская газета» |
29.04.2010
|
|
|
|
|
|
|