22 октября
2019
вторник
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

«Первому театру» исполнился годик»

«Первый театр» отметил свой первый день рождения. Ровно год назад заявив о своем открытии спектаклем «Калека с острова Инишмаан», молодые актеры сыграли в этот вечер именно его.

22.12.2009
Категория: Театр

Новосибирский государственный театр-студия «Первый театр» отметил свой первый день рождения. Ровно год назад заявив о своем открытии сдачей спектакля «Калека с острова Инишмаан» по пьесе ирландского драматурга МакДонаха, 17 декабря 2009 года молодые актеры сыграли его в новом статусе государственного учреждения.

– Новосибирский «Первый театр» – такая же маленькая страна, как остров у МакДонаха, – сказал после премьеры постановщик спектакля главный режиссер «Первого театра» Павел Южаков. – Мы увидели в этой пьесе тему родного города, тему отъезда. Мы создаем маленький и гордый театр – и думаем о Москве, куда тянет вкусить райские яблочки. Но стоит ли уезжать оттуда, где любят? В общем, мы не упускаем случая поиронизировать над самими собой.

С тех пор прошел год. Некоторые действительно уехали. Те, кто остался, не стали устраивать пышных торжеств, отложив их, надо полагать, до лучших времен. То есть, смеем надеяться, до десятилетнего юбилея «Первого театра», когда появятся внятная история, собственное помещение с залом на 400 мест, разновозрастная труппа во главе с корифеями, которых скептики пока называют «недавними выпускниками театрального института», «юными амбициозными актерами» и «пирожками без начинки». Потому что куда ни глянешь – везде они, куда ни плюнешь, везде «Первый театр», а шедевры каждый день не случаются. Сегодня, в день своего рождения, ребята всего лишь собрали пресс-конференцию, где, отшучиваясь и прикалываясь, прошлись по теме выживания в новых экономических условиях. Условия заставляют «Первый театр» действовать и продвигать себя.

Специалист департамента культуры Новосибирской области Наталья Кузнецова отмечает в молодом коллективе хорошую творческую жадность. Театр-студия «Первый театр» готов работать в любом месте, в любую погоду и в любом жанре. Залы «Пули» и «Кобры», где дает спектакли «Первый театр», рассчитаны всего на 100 и 38 мест, но ребят знает гораздо больше народу, чем могут вместить эти площадки. Едва закончив институт, они заявили о себе как об уличном театре и выступали под открытым небом с перформансами, показывали капустники, интермедии, арт-шоу на сценах «Бродячей собаки» и Дома актера. От фестиваля уличных театров «Три вороны», проходившем в Новосибирске в сентябре этого года в рамках молодежного форума «Интерра», н-ские театры самоустранились, и только «Первый театр» зажигал в Первомайском сквере и возле оперного. Прекрасно освоившие приемы интерактивного общения с уличной толпой, в изобретательности, энергии и задоре первачи нисколько не уступали маститым коллегам из Санкт-Петербурга, Италии, Германии, Австрии.

На выставке современного искусства «Смотри!», тоже в рамках «Интерры», артист «Первого театра» Артем Находкин как автор текста, режиссер и актер выступил с премьерой моноспектакля «Я фильм «Ирония судьбы» ни разу до конца не досмотрел». Не досмотрел – потому что не успел. Не успел доучиться, додумать, долюбить, дожить на полную катушку – сокрушается юный персонаж спектакля, ровесник автора. Одной из тем этой постановки, как и творческое кредо «Первого театра», прочитывается та самая «творческая жадность», рвение к впечатлениям, к профессиональному росту и самосовершенствованию, к завоеванию своей аудитории, и никуда здесь не уйти от стремления быть заметными везде и всюду. На вопрос, какую именно работу «Первого театра» можно назвать визитной карточкой, наиболее ярко отражающей его почерк, Наталья Кузнецова называет именно эту.

– У мужчины должна быть женщина первая и единственная. Единственная может и не случиться, но первую он на всю жизнь запомнит, – говорит она. –Так вот, для меня первый спектакль «Первого театра» – «Калека с острова Инишмаан». А единственный – «Я фильм "Ирония судьбы" ни разу до конца не досмотрел». В нем весь театр отражается, как в капле воды. Эта постанова определяет, на кого этот театр рассчитан, – на молодежь и подрастающее поколение. Здесь найдена та нота доверия, которая дает понятие о театре, близком этой аудитории.

Поначалу ребята играли друг с другом, осваивая и возрастные роли тоже, и очень чувствовалось, что все же не хаватает рядом мастеров. А потом Сергей Афанасьев поставил с ними «Две стрелы», задействовав всю труппу, а Павел Южаков занял в «Билокси-блюзе» двух актеров НГДТ. И это взаимообогащение повлияло на творческий рост, случайно или нет, но в двух детских сказках позднего периода (если так можно говорить о годовалом младенце) первачи смели какие бы то ни было рамки, сковывающие их внутреннюю свободу.

Нет средств на костюмы – так возьмем их из подбора и обыграем так, что комар носа не подточит, а художник Николай Чернышев и вовсе умеет делать сценографию из трех дощечек. Он соорудил для «Бременских музыкантов» волшебную телегу, которая фактически стоит на месте, но впечатление такое, что ее колеса скоро сотрутся в пыль. Телега эта символизирует духовное родство актеров и персонажей и поездки «Первого театра» по области. То приходится чинить телегу в пути, то собирать декорацию с помощью фонариков, но назвались бродячими артистами – и воспринимают кочевую жизнь как увлекательное приключение.

– Я люблю Новосибирск за то, что в нем раз в двадцать лет появляется новый театр, – сказал художественный руководитель «Первого театра» ректор театрального института Сергей Афанасьев после премьеры «Калеки с острова Инишмаан», состоявшейся на той самой площадке, где в свое время состоялся и его режиссерский дебют. – Помню, как эти ребята поступали, помню, как учились – мне не пришло бы в голову организовывать с ними театр, если бы каждый из них не представлял собой маленькое жемчужное зернышко.

Три жемчужных зернышка – Ирина Носова и Елена Вахрамеева в ролях сестер и Олеся Иванова в роли Мадам – заняты в «Служанках» по Жану Жане. Экс-директор «Первого театра» и режиссер Петр Владимиров затевал этот спектакль как учебную работу с целью занять молодых актрис, а получилась неожиданная история в традициях русского психологического театра – о неприкаянности, одиночестве и жажде внутренней свободы. А еще раньше он предложил «Квадратуру круга», и Павел Южаков сделал ее в совершенно иной – советской – эстетике, с коммунальными неразберихами, чайникам, валенками, флагами и песнями. Актеры иронизируют над зовом партии и призывают прислушаться к зову сердца.

– Молодость, любовь, творчество, заложенные в этой пьесе, очень совпадают с нашим сегодняшнем состоянием, – говорил Петр Владимиров перед премьерой, и эти слова можно отнести ко всему репертуару.

До постановления губернатора о присвоении новосибирскому театру-студии «Первый театр» статуса автономного учреждения труппа успела поставить четыре спектакля и обслужить пять тысяч зрителей, а теперь в репертуаре – семь спектаклей, в том числе два детских. В них в полной мере проявились яркая характерность и остроумие Дарьи Зыряновой, бешеная энергетика и напористость Егора Овечкина, романтичность Виталия Гудкова, интеллектуальность Александра Форостинского… Прошлый сезон стал рекордным для Новосибирска по количеству и качеству дебютов на драматической сцене – благодаря «Первому театру», разумеется. Правда, жюри театрального конкурса «Парадиз» премию в номинации «Лучший дебют» отдало в другие руки, но оно же не истина в последней инстанции. «Слишком много мнят о себе» – считают иные, но а как иначе, когда зарабатывать приходится самим – не только талантом, но и напором. Статус гостеатра во многом облегчил положение, но и ответственности прибавил. И вот Павел Южаков берется, можно предположить, за самый серьезный свой проект – постановку «Доходного места» по Островскому. Несколько лет назад в НГДТ Сергея Афанасьева Островский («Волки и овцы») ему очень даже удался. То был дипломный спектакль. Сейчас он в ответе за всю труппу. А труппа – в ответе за себя.

Яна Колесинская
Читать по теме:
Классный мюзикл эконом-класса
Мертвые души ожили в краеведческом музее
«Три вороны» изгнали из Новосибирска бездарность
22.12.2009

4. Fan.Tomas | 06.01.2010 19:19
Я понимаю, когда например из целого курса Фоменок получился тетр, или Женовач создал свой театр. Но здесь в провинции? Извините. Для создания театра нужна личнось. Павел Южаков еще молод а Сергею Афанасьеву давно уже не до художественных открытий. Понятно окончили институт надо где-то работать раз уж получили такую профессию, но скромнее надо быть!

3. Комар | 26.12.2009 17:44
Ребята действительно амбициозные, но талантливые. А жюри "Парадиза" - на мыло! У них та все схвачено, за все заплачено.

2. Pikap | 24.12.2009 15:37
Интересная статья, прямо целая история есть уже оказывается есть у молодого театра. Артему Находкину - салют!!!

1. Сотрудник театра | 23.12.2009 18:15
Ребята, не обращайте внимания на скептиков, дерзайте, творите и ничего не бойтесь!

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

3.11 - Хэллоуин
4.11 - День Народного Единства
7.11 - День Октябрьской Революции
10.11 - День Милиции
22.12 - День Энергетика

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.