|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Персоны >> |
Тимофей Кулябин: перед премьерой «Князя Игоря» я абсолютно спокоен |
Молодой режиссер «Красного факела» завершает в Новосибирском оперном театре постановку оперы «Князь Игорь», премьера которой ожидается завтра, 29 мая.
28.05.2009 Категория: Персоны |
Он хотел поставить на драматической сцене памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», а выпускает на сцене НГАТОиБ оперу «Князь Игорь». На вопросы Сибкрай.ru отвечает молодой режиссер Тимофей Кулябин.
– Тимофей, не так давно вы закончили РАТИ, а когда успели получить музыкальное образование?
– У меня нет музыкального образования. Я вообще не разбираюсь в опере и даже не был поклонником этого жанра. Только сейчас, при работе над «Князем Игорем», я хотя бы приблизительно начал понимать, что это за искусство.
– Как же вы попали в «Сибирский Колизей», где творят мастера с мировым именем?
– Предложение постановки было для меня полной неожиданностью. Мне позвонил директор НГАТОиБ Руслан Ефремов и пригласил на переговоры. Я сразу сказал, что не разбираюсь в опере, даже партитуру не читаю. Но не спрашивал, почему выбор пал на меня, счел это неэтичным. Я думал три дня – и принял это предложение.
– Как вы чувствовали себя эти три дня? Взвешивали «за» и «против»?
– Никаких «против» у меня не было. Совершенно спокойно проходили эти три дня. Я вообще абсолютно спокоен даже перед премьерой, сам этому удивляюсь.
– Вы репетировали «Маскарад» в «Красном факеле» – пришлось пожертвовать драмой ради оперы?
– Да, «Маскарадом» пришлось немного пожертвовать. «Маскарад» наложился на «Князя Игоря», пришлось прервать репетиции в «Красном факеле», чего я не очень люблю, хотя, думаю, ничего смертельного в этом нет. Пришлось разбить одно и другое, теперь я и там и там успеваю. К «Маскараду» я вернусь после премьеры оперы, им откроется следующий сезон в «Красном факеле».
– У вас сложилось личное отношение к этому материалу, он вам был интересен раньше?
– Очень хотел поставить года два назад в «Красном факеле» «Слово о полку Игореве». Замысел был такой – поставить на сцене совершенно не предназначенный для игры материал. То есть интерес был не к теме, а к технологии – возможно ли архаичное слово сделать театральным. Мне было интересно тогда поставить что угодно, кроме пьесы.
А здесь ничего не пришлось изобретать. Передо мной было поставлено условие: не менять готовое визуальное решение спектакля, разработанное главным художником театра Игорем Гриневичем. Пытаться вывернуться и что-то поломать было бы неграмотно с точки зрения профессии, моя задача – эту концепцию оправдать.
– Какова же концепция? Это исторический спектакль?
– Игорь Гриневич предложил небытовое решение оперы. Как правило, «Князь Игорь» – это обязательно церковь на площади, обязательно терем, обязательно у половцев шатер, но ничего этого в нашей постановке нет. Очень условные геометрические декорации, вот и все. Костюмы исторические, но это не перенос времени, наоборот, уход от копиистики, подражательности, архаики.
– Какие задачи вы ставили перед артистами? Эти задачи проще, чем в драматическом спектакле?
– Я задаю способ существования либо форму. Задачи проще, потому что, помимо режиссерских, у исполнителей огромное количество других задач – задач технических, задач, связанных с вокалом, с музыкой и так далее. Все зависит от конкретного солиста, конкретной партии. Ведь опера – это набор разрозненных сцен, и в каждой сцене свои задачи. Перед кем-то сложнее ставлю цели, перед кем-то проще. Где-то подробно объясняю, где-то ничего не объясняю. Иначе можно солиста запутать, наговорить ему про это и про это, а в результате он ничего не сделает. И только сейчас я стал понимать оперу, складывать представление о ней. Я сразу дал всем понять, что музыкального образования у меня нет, все на уровне ощущений, здесь я свою ущербность чувствую. Но к этому нормально отнеслись…
– Премьера трагедии «Макбет» в «Красном факеле» в вашей постановке совпала по времени с оперой «Макбет» Дмитрия Чернякова в НГАТОиБ. Что для вас значит это совпадение?
– Ничего не значит. Это было известно заранее, но никакого тайного смысла здесь нет. Ведь это две совершенно разные истории!
– А оперы в постановке Чернякова как-то помогли вам как режиссеру «Князя Игоря»?
– Никогда не помогают чужие спектакли. Ни один просмотренный спектакль, ни одна прочитанная книжка не помогут лучше, чем собственный опыт. Умозрительно можно понять: вот это так придумано, вот это так сделано, но пока сам не проведешь репетицию, не столкнешься с проблемами, не наделаешь ошибок – ничего не поймешь.
– И много вы наделали ошибок?
– Масса ошибок! Может, до премьеры успею их исправить, или закрою светом так, что вы и не заметите. Это не технологические, это внутренние ошибки. Это – мои ошибки…
Тимофей Кулябин окончил Российскую академию театрального искусства (мастерская Олега Кудряшова) в 2006 году. В 2006 году в Омском академическом театре драмы сделал собственную инсценировку трех «Петербургских повестей» Гоголя – трагифарс «На Невском проспекте». В 2007 году в Новосибирском академическом театре «Красный факел» поставил спектакль «Пиковая дама» по собственной инсценировке повести Пушкина, затем спектакли «Смертельный номер» и «Макбет». C августа 2007 года – режиссёр театра «Красный факел». В 2007 году выпустил спектакль «Livejournal» в Русском театре драмы Риги. С 2007 года преподаёт на курсе народного артиста России Александра Зыкова (главного режиссера «Красного факела») в Новосибирском театральном институте. Обладатель премии за лучшую режиссуру Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» (Самара), Премии «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России за лучший режиссерский дебют.
Яна Колесинская |
28.05.2009
|
Все архивы статей за прошедшие периоды:17 апреля 2008 - 06 марта 2009, (25)
|
|
|
|
|
|