6 мая
2024
понедельник
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Кино >>

То, что Бортко прописал?

Владимир Бортко посвятил 200-летию Гоголя эпический блокбастер. «Тараса Бульбу» уже назвали самым масштабным фильмом года. Это трагическая история о том, что делает с художником сверхъестественный бюджет.

09.04.2009
Категория: Кино

Жанр: исторический боевик
Производство: Россия, 2009
Продолжительность: 2 часа
Сценарий: Владимир Бортко, Игорь Матюшин
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магда Мельцаж, Михаил Боярский, Владимир Ильин, Александр Дедюшко
Компании: студия «Арк-фильм» по заказу ТК «Россия» и «Централ Партнершип»
Бюджет: $25 000 000


Владимир Бортко посвятил 200-летию Гоголя эпический блокбастер. «Тараса Бульбу» уже назвали самым масштабным фильмом года. Это трагическая история о том, что делает с художником сверхъестественный бюджет.

Еще вчера казалось, что за «Собачье сердце» авансом простишь Владимиру Бортко все. Хотя прощать-то было нечего. За ним справедливо укрепилась репутация мастера бережного прочтения русской классики, и не только. Кто смог бы лучше экранизировать «Бандитский Петербург»? Стоило Владимиру Бортко уйти из этого проекта, как качественный многосерийный фильм превратился в убогий сериал. И вот поди ж ты. Ждали Гоголя, а получили Моголя.

К 200-летию классика Владимир Бортко взял да и снял датский фильм, чего с ним отродясь не бывало в советские времена. Тогда нельзя было называться большим режиссером, пока не выполнишь заказ нашей партии родной, но ему это как-то удавалось. Сегодня заказчиком выступает канал «Россия» с пафосом и лозунгами того же розлива, а исполнитель разошелся с большим режиссером, как в море корабли. В «Тарасе Бульбе» все однозначно и плоско, как в школьной программе тех лет, плюс современные стрелялки, отснятые с воистину голливудским размахом. Таким образом времен связующая нить восстановлена.

Гоголя использовали в своих интересах – сделали его инструментом налаживания русско-украинской дружбы. Николай Васильич, конечно, за дружбу forever, но как-то иначе, какими-то несколько иными средствами. С его повести, красивой и страшной, правдивой и жестокой, сняли тусклую кальку – и получили мертворожденного ребенка, несмотря на гениального Богдана Ступку в заглавной роли, которого бы с его крупными планами да запустить в совершенно другое пространство. Впрочем, персонаж из другого пространства сюда проник. Всего один живой человек в этом фильме – еврей Янкель у Сергея Дрейдена. Посмотрите в его глаза – и поймете всю правду о жизни, которая вовсе не в размахивании сабелькой заключается, вовсе не в скакании на коняшках. Все прочие персонажи – сплошь ходячие идеи в роскошных казацких шароварах.

Есть здесь и любовная линия – это идея иного рода, идея красоты неописуемой, ради которой Андрий, младший сынишка Тараса, переметнулся к полякам. Ах, как эффектно он шпагой вспарывает ей платье! Такие костюмно-эротические сцены Гоголь бы ни за что не смог бы сочинить. «Польская панночка напоминает стриптизершу, на время съемок снятую с шеста в ночном клубе», – остроумно заметил один журналист на «Одноклассниках». Еще она напоминает голливудскую диву, отшлифованную до кукольного совершенства. Но главное – не люди. Главное – рубилово.

Откуда они их понабрали, «великих воинов великой страны»? Разбойники с большой дороги, сухопутные пираты, грабители без страха и упрека, головорезы с шашкой наголо, – у Бортко они есть идеал патриота, вот что они такое. И ладно, что сегодня комично выглядят эти патриоты, которые ничего в своей жизни не умеют и ни на что больше не пригодны. Есть хорошая реплика у Остапа: «Как же может статься, чтобы на безделье не напился человек?» Как же может статься в безделье не «погулять на татарву» (татар, хазар, монголов, поляков, шведов, немцев, прочая, особой разницы нет). Остроумно сказано на кино-театр.ru в пародийном синопсисе: «На казацкой хмельной пирушке Тарас жалуется, что время тоскливое и воевать не с кем, и со скуки едет с сыновьями в Запорожскую Сечь». Именно так выглядит сегодня хрестоматийное переложение классики для умственно отсталых детишек.

Хореография экшна здесь отсутствует, зато присутствует много предметов: лошадок, казаков, оружия, и все мельтешит, побряцывая, под заунывные треки Корнелюка. Особенно эффектно, когда мочилово происходит в слякоть. Крови, как грязи, одно перемешивается с другим, уж и не отличить друг от друга эти две жидкости. Такеши Китано такое не снилось, да причем здесь он, у нас у самих появились собственные кровопускатели, Александр Мельник, например, с его «Новой землей», где количество трупов не поддается учету и контролю. Впрочем, надо отдать ему должное: там помирают с обычными животными воплями, здесь без лозунгов даже до ветру не бегают.

«Узнаете вы, что такое православная русская вера!» – летит клич над полями, усыпанными человечьим мусором. Собаке показывают кусок мяса – она сглатывает слюну; казаку загоняют саблю в живот – он автоматически, как в том МХАТе, принимается читать душераздирающий монолог во славу Христа и земли русской. Хороша у них земля, которая не родит, если не удобрить ее кровью. Хорош у них Христос, раз за него только и делают, что падают замертво. Но нет, есть еще порох в пороховницах, помимо общих планов остался нереализованный крупняк. Апогей наступает, когда Тарас, прикованный к столбу для сожжения, выдергивает могучую руку из-под цепей, дабы перекреститься. Богу-людоеду принесена еще одна жертва, и на костре она сгорает весьма эффектно. Другие, рангом помельче, мрут не так возвышенно. Ихнего бога занимают натуралистические сцены: ну где еще увидишь, как ляхи подвешивают вольного казака на крюк, и кровавая дырка аж во весь экран? Познавательно и очень в духе Гоголя: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса».

Низкий поклон также Безрукову – гибрид Саши Белого и Иешуа теперь наше все. Но в «Тарасе Бульбе», в отличие от «Мастера и Маргариты», использовано не медийное лицо, а нечто более загадочное. Очень уместно вклинивается в вакханалию идиотизма закадровый голос звезды – голос доброго сказочника, с безупречно отработанной интонацией и трепетными паузами в нужных местах. Но не ведет он сказ о Илье Муромце, слезшем с печи, а помогает режиссеру выхолащивать «Тараса Бульбу» в незапланированную пародию на патриотическую сагу. Офелия, заткни уши! Смеху добавляет добросовестная реконструкция картины Репина «Письмо турецкому султану», особенно когда Боярский произносит запретное слово «жопа» и иллюстрирует его соответствующим жестом. Вот где сметание запретов, вот где вольница! Самая пора, уподобляясь этим чубарым мужикам, опрокинуть водки (горилки), радостно посылая всех на три советских буквы.

Это и есть то, что Гоголь прописал?

А вообще, «Тарас Бульба» стал показателем вырождения талантливого режиссера в конъюнктурщика. Стал знаком нынешнего времени – такой же тошнотворный, как рекламные кричалки, которые имеют отношение к реальной жизни, как пластмассовые гирлянды к полевым цветам.

Яна Колесинская
09.04.2009

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)

все статьи этого архива >>
полный список статей >>


Все архивы статей за прошедшие периоды:

17 апреля 2008 - 06 марта 2009, (25)

ближайшие праздники

9.05 - День Победы
24.05 - День Славянской письменности и культуры
6.06 - Пушкинский день России
12.06 - День независимости России
27.06 - Всемирный День Молодежи

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.