|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
Сорок лет спустя: он в дороге, он в пути! |
Персональная выставка Александра Шурица «Транссибирский экспресс» экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее.
26.01.2009 Категория: Изо |
Персональная выставка Александра Шурица «Транссибирский экспресс», посвященная сорокалетию приезда художника в Новосибирск, экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее. Здесь представлены книжная графика прошлых лет и живопись 2007-2008 годов, а также «запрещенные песенки» – несколько картин начала 80-х, которые подвергались гонениям властей за несоответствие методу социалистического реализма.
Сезон мандаринов
Главное здесь – деревья. Нескромные, мохнатые, разлапистые, колючие. Снег лежит аккуратно, будто кто-то старательно прибрался, но деревья причесать забыл. Лесной волчок, выбредший из чащи, стал похож на послушную дрессированную собачку, смирно севшую по команде хозяина. А хозяин он – Александр Шуриц. По его повелению зима на картине «Волчок», представленной на ударной стене, тихая и спокойная, зато вокруг – сплошной снегопад. Снег кружится, кружится, летает и поземками кружит. Максим Шуриц, сын художника, две недели мастерил на компьютере снежное шоу. Зрители зашли в зал – и попали в снегопад.
Художник любит зиму, у него и транссибирский экспресс ассоциируется с сугробами и морозами. А его юбилейная, посвященная 60-летию, выставка 2004-го года так и называлась: «Сезон мандаринов». Предновогодний декабрь был единственным месяцем в году, когда у детей того поколения появлялись мандарины. И зима не казалась колкой и лютой, и деревья, как говорила героиня одного фильма тех лет, были большими...
– Бывают черные полосы, когда сижу в мастерской в полном одиночестве, – рассказывал он тогда. – Никто не звонит, денег нет. – И что же делать? – Прежде всего, надо накопить достаточно злости, психануть и сделать картинку, ко-торую можно легко продать. А потом делать работы для выставки...
А большинство его картин – о лете. О летних женщинах. Нефотогеничные, угловатые, меланхоличные, потусторонние женщины с продолговато–прозрачными лисьими глазами — вариация одного и того же образа в отсутствие прототипа. Оставаясь равнодушным к социальным идеям, к актуальным сюжетам, Шуриц нагружает работы ассоциативными рядами, насыщает литературными аллюзиями – поэзией овеяно пространство его холстов.
– Почему ваши женщины такие странные? – до сих пор спрашивают его. – Я уже сто раз говорил, что это не женщины, это картины! – повторяет он вслед за Пикассо.
И пейзажи. Они манят волшебными, словно игрушечными, замками, мерцают густыми таинственными лесами и рощами, отсвечивают теплыми заводями, в толще которых прячутся зашифрованные истории. Одна из его выставок называлась «Четвертое измерение» – ирреальный мир теней, призраков, ангелов, сновидений и грез. Живопись Александра Шурица – о той жизни, которую не увидишь за окном. О жизни, которая существует в нашем воображении. Если оно у нас есть, конечно.
Запрещенный художник
Впрочем, за окном поезда «Транссибирский экспресс», а это самый протяженный в мире железнодорожный маршрут Москва–Владивосток, Александр Шуриц видел многое. В юности он сел в вагон и поехал с Дальнего Востока в Москву – поступать в Строгановское. Получив диплом и распределение в Новосибирск, он отправился туда тем же поездом. Это было ровно сорок лет назад.
– Я ехал с вокзала на такси по мосту, – рассказывает Александр Шуриц. – Увидел незнакомую реку. «Что за река?» – спросил таксиста. «Это же Обь!» – возмутился он моему неведению. Город не был рад моему приезду. Союз художников принял меня жестко, сразу же ударил мордой об снег.
Это точно – город рад не был. «Первые работы молодого художника, выполненные в гиперреалистической манере, были подвержены яростной критике не только со стороны курирующих культуру органов, но и со стороны зрителей. Еще больше возмутили неискушенного сибирского зрителя сюрреалистические искания художника», – писала о нем искусствовед Галина Лаевская.
Его полотна не допускались до выставок, а если их разрешали, то недолго они там висели. Искусствовед художественного музея Александр Клушин рассказывает о своем открытии творчества Шурица:
– Я чудом успел на его выставку в выставочном зале на Советской. Она провисела не больше недели. Я понял тогда, что в нашем городе появилась неординарная личность. Но он не был себя в грудь: я мол диссидент! Героя из себя никогда не строил. Просто любил искусство – и работал, как честный трудяга. С такой трудоспособностью и талантом он всегда бы мог быть востребованным и в Москве, и в Питере.
– Он всегда делал то, что считал нужным, – продолжает научный сотрудник музея Ольга Черепенина. – Обрел свой стиль, за который его гнобили. Я думала, он не умеет писать пейзажи, а когда он стал это делать, я поняла, что Шуриц умеет работать в любой манере. Но только потом его на руках стали носить.
Полотна, которые «гнобили», сейчас разошлись по частным коллекциям, в том числе уехали в Нью-Йорк. Но несколько из них – живопись начала 80-х – представлены на выставке «Транссибирский экспресс». Это «Дафна», «Даная», «Небесная война» – сюрреалистические вещи, которые сейчас, может быть, воспринимаются несколько наивно, но тогда возмущали спокойствие в рядах. И еще «Зеленое яблоко» 1984 года – поясной портрет рыжеволосой красавицы, вполне земной и реальной. Он пригласил ее попозировать – художнику гораздо проще познакомиться с хорошенькой девушкой. О дальнейшем сказал генеральный консул Германии в Новосибирске Михаэль Канцлер на открытии выставки: – Поздравляю Александра Давидовича с его женой Тамарой, ведь художнику необходимы прекрасные женщины…
Это его город…
А вообще он терпеть не может писать с натуры. Никогда не выезжает на пленер, потому что «нет более дурацкого занятия, чем срисовывать березки, и ничего глупее, чем делать этюды». Но всю жизнь он на колесах, и трассибирским экспрессом далеко не исчерпывается географическая карта его путешествий. «Зеленый парк», «Розовое и голубое», «Ночной дождь», «Дом с привидениями», «Осень за городом» – из тех краев, по которым поездил, привозит не зарисовки и фото, а впечатления:
– Венеция, тепло, солнце, море, площадь Сан–Марко, запахи рыбы. Если все это почувствуешь, картина получится, вот в чем дело. А есть художники, которые воссоздают Венецию по фотографиям и успешно продают.
На жизнь в то время он зарабатывал книжной графикой. Рассказывает, когда в суровые девяностые издательства накрылись, тогда полностью перешел на любимую живопись. Тут-то и началось признание Александра Шурица как живописца. Он, пожалуй, самый действующий и самый востребованный художник нашего города. Если обозреть художественную панораму Новосибирска, то можно проследить, сколько появилось у него последователей, эпигонов, учеников, сподвижников… Он не придет этому значения. Ему некогда. Он не может остановиться – и слава богу. По его словам, в год он пишет около 60 картин. Но считает:
– Продуктивность – это не показатель мастерства. Сезан или Ван Гог немного написали…
Его «Золотой Ангел» висит рядом с распятием на стене храма Святого Христофора в Бристоле. Он обладатель серебрянной медали Академии художеств России с девизом «Достойному». А еще к 70-летию Новосибирской области он придумал проект, говорящий о том, что это его земля, его пространство, а значит остановка транссибирского экспресса здесь была неминуема. Это галерея портретов выдающихся новосибирцев, которую вместе с Шурицем и по его инициативе создали его коллеги. Все же Шуриц родился в Новосибирске. Шуриц как художник родился в Новосибирске.
Яна Колесинская |
26.01.2009
|
Все архивы статей за прошедшие периоды:17 апреля 2008 - 06 марта 2009, (25)
|