|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
Очень важно задорно выглядеть из космоса! |
С выставки «Архитектура никогда» в Новосибирске, авторы которой мечтают о городе будущего, начался XIII Межрегиональный фестиваль архитектуры «Золотая капитель».
23.01.2009 Категория: Изо |
Чего только ни предлагают бумажные архитекторы для облагораживания Новосибирска! И закопать город в землю. И превратить его в мост. И узаконить в нем пожары. И переоборудовать оперный театр в аквапарк. И даже сделать из него Венецию, проведя по улицам каналы. Нью-Васюки отдыхают.
Свобода зарыта в землю
С выставки бумажной архитектуры «Архитектура никогда» в Новосибирске начался XIII Межрегиональный фестиваль архитектуры «Золотая капитель», торжественное открытие которого состоится 26 января. Ее авторы и кураторы Андрей Чернов, Константин Скотников и Вячеслав Мизин предложили участникам, не ограничивая свою фантазию, придумать проекты, которые могли бы решить проблемы Новосибирска, но за осуществление которых вряд ли кто возьмется.
На графических листах в артгалерее «ЧЕ» – урбанистические пейзажи несуществующего города. Кураторы «Архитектуры никогда» Андрей Чернов, Константин Скотников и Вячеслав Мизин, не сговариваясь с другими участниками фестиваля, уже в самом названии своего детища отразили насущную тему «Золотой капители»: выставки «Куда приводят мечты», «Вчерашнее завтра», «Птахофутуризм», которые будут показаны на следующей неделе, из той же оперы. Столпотворение архитекторов, дизайнеров, градостроителей, художников и просто близких к искусству персон в подвальчике на Красном проспекте свидетельствовало о том, что тема попала в струю. Более того, как в полуофициальной обстановке заявил Заслуженный архитектор РСФСР Владимир Бородкин, такая выставка должна была появиться лет на пять раньше. На что немедленно последовали бурные выкрики взволнованных граждан: «На двадцать лет раньше!», «На двадцать пять лет!»
Впрочем, бумажные архитекторы занимались концептуализмом и 20 лет назад. Именно тогда в Новосибирске зародилось это движение: молодые зодчие, протестующую против уродливой советской архитектуры, рисовали и клеили из бумаги проекты, которые априори не предполагалось осуществить. Сегодня шлакоблочные уродцы потерялись среди «сияющих стеклом и бетоном» высоток, но проблема цивилизованного облика города не снята.
Презентуя свои проекты, участники «Архитектуры никогда» весьма эмоционально выражали видение города будущего: острили, иронизировали, язвили, посмеивались, прогнозировали, мечтали. Печальный Константин Скотников произнес монолог, по настроению равный загробной речи: . – В юности под воздействием обаяния революции я мечтал о свободе. Сейчас уже не мечтаю. И вот когда я проходил по Скверу героев революции, меня настигло озарение: я понял, что свобода закопана в землю. Поэтому здесь не хватает композиции: наш факел, скрещенный с и их статуей свободы. А внутри находится общественный центр, предполагающий путешествие по внутренним органам: входим оральным путем, выходим анальным… . Как материализовать метафору, Скотников не пояснил. Но от него этого и не требовали.
Здесь будет город-мост!
У кого что. У хозяина галереи Андрея Чернова – четыре башни: башня имени ЖКХ, имени горводоканала, имени речного пароходства и чего-то еще. Собраны они из бытового, промышленного и строительного мусора, но имеют эстетически привлекательный облик. На самом деле башен штук четыреста, и автор обещал расширить тетраптих чуть позже, когда на стенах освободится место. Дмитрий Иванов несколько иначе решает проблему утилизации. Он предлагает устраивать из мусора пиротехнические шоу. В пояснении к проекту «09» архитектор напомнил, что первый пожар в нашем городе случился в 1909 году. Вот и следовало бы подобные аутодафе организовывать в начале каждого столетия. Таким образом, к 5009 году Новосибирск полностью очистится от свалок и станет самым красивым городом на планете. В общем, мы на радость всем буржуям мировой пожар раздуем!
Валерий Кламм видит еще дальше. Вернее, глубже. В одночасье стала крылатой его фраза из описания проекта, весь вечер ее смаковали те, кто понимает: «Очень важно задорно выглядеть из космоса!» А для этого автор предлагает много и усердно копать. То есть не только помойки, а вообще наше все радикально загнать под землю, а на поверхности оставить показуху. По версии Кламма, «высотный down-town должен сжаться до одного суперздания, остальное – трансформироваться в уютный малоэтажный коврик для босых ног». Глянешь на картинку, снятую как бы из космоса, и видишь красоту неописуемую. Если Маяковский провозглашал город-сад, то Кламм верит в город-мост, и флаг ему в руки.
Оперный театр переоборудован в аквапарк
Копать-не перекопать! Так безрадостен, видать, наш город, раз заставляет фантазию своих сынов не уноситься в заоблачные выси, а внедряться, так сказать, в недра. Бумажные архитекторы будто бы сказок начитались вроде «Черной курицы и подземных жителей» или «Детей подземелья». Вот и судьи туда же. Владимир Бородкин в качестве председателя и единственного члена жюри назвал лучший, по его мнению, проект выставки – «Аквапарк в Новосибирске» Вячеслава Мизина. Автор предлагает вырыть бассейн, по форме соответствующий зданию оперного театра. Или не рыть, а отыскать его под этим самым оперным. На эскизе наземное и подземное сооружения зеркально отражают друг друга. За столь креативное решение счастливчик получит премию 10 тысяч рублей.
С выбором эксперта согласились далеко не все. Приз зрительских симпатий достался Алексею Журавкову с грандиозным проектом метрополитена из 278 станций. Понятно, подземного, а не подвесного, а проще говоря, мечтатель предложил перенести его из столицы, после чего тоска о Нью-Васюках вспыхнула с новой силой. Бурные споры о том, что действительно нужно нашему мегаполису, возникали то у одного, то у другого стенда. Архитектор Олег Пронин уверял, что наиболее актуален проект Ефима Фрейдина «Ландшафтная реконструкция Транссибирской и Алтайской железнодорожных магистралей в границах Новосибирска». Автор не так радикален, как Кламм, но, как вы уже догадались, тоже мыслит в формате подземных пространств: нечего рельсам и шпалам делать под небом голубым.
А Виталий Дробиленко самоуверенно провозгласил, что, в отличие от прочих, его объект как раз реален. «Мегаофис» – это новая модель городского комплекса, где сконцентрированы все деловые, торговые и развлекательные точки. Благодаря чему решится проблема загруженности н-ских дорог – зачем мотаться по городу, если можно получить все в одном. Подземные у него только парковки.
На вопрос портала «Культура СИ», насколько выдвинутые идеи выполнимы, директор фонда «Золотая капитель» Александр Ложкин ответил, что «Архитектуру никогда» можно считать неким толчком к осознанию существующих возможностей. «На «Золотую капитель» приедут реальные проектировщики и дивелоперы – возможно, какие-то решения они захотят использовать», – обнадежил он.
«Золотая капитель» – это уже брэнд. Это третий по значимости и масштабу архитектурный форум в России. В XIII Межрегиональном фестивале участвуют 160 проектов (в прошлом году их было 106). В течение недели в архитектурной академии будут проводиться выставки, обсуждения, чтения, круглые столы, мастер-классы, презентации проектов с участием ведущих российских и зарубежных специалистов.
Яна Колесинская |
23.01.2009
|
Все архивы статей за прошедшие периоды:17 апреля 2008 - 06 марта 2009, (25)
|
|
|
|
|
|