6 мая
2024
понедельник
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

Федорино горе

Павел Южаков поставил в НГДТ Сергея Афанасьева спектакль «Ловелас» по произведению Федора Достоевского «Бедные люди» в инсценировке Валерия Семеновского.

27.09.2008
Категория: Театр

Театр: Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева
Название: «Ловелас»
Драматург: Валерий Семеновский
Жанр: представление по роману Федора Достоевского «Бедные люди»
Режиссер: Павел Южаков
Актеры: Юлия Миллер, Петр Владимиров, Павел Поляков
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Спектакль идет без антракта.


Театральный критик и редактор журнала «Театр» Валерий Семеновский замахнулся на классику. Он придумал издевательски-постмодернистскую версию повести в письмах Федора Достоевского «Бедные люди» и назвал ее «Ловелас». Молодой режиссер Новосибирского городского драматического театра под руководством Cергея Афанасьева Павел Южаков глумления над классиком не совершал. Лишь предложил посмотреть на него с другого ракурса.



Мы приучены воспринимать как свое, кровное, с молоком матери впитанное: бедный значит честный, это слова-синонимы. Последний раз в Новосибирске «Бедных людей» показал театр «Красный факел» в начале 90-х: на сцене ворковали кроткая трогательная Варенька и сентиментальный Макар с благообразной бородкой. Слезоточивая история о бедняках в то время воспринималась как единственно возможная интерпретация Достоевского: все, что касалось денег, ассоциировалось со злом и разрушением.

А еще принято было считать, что любовь – это непременно жалость и жертвенность. Красивая жизнь с ее тройками и яхтами (пусть четно заработанными) и настоящая любовь – есть вещи несовместные, ровно как злодейство и гений. Богатого любить подло, ведь он богат. Добродетель диктует любить бедного. А те, кто кидается в объятья капиталистов, – продажные твари. Так и только так. Третьего не дано.

Прежние модели поведения обветшали до безобразия, но цепляться за них удобно! Не охота расставаться со своим прошлым, однако если это и делать, то смеясь. В ГДТ смеются, но не забывают при этом развести по разные стороны баррикад наглость – и упорство, нахрапистость – и целеустремленность. Бедность здесь становится метой лености, инфантильности, безволия. Макар Девушкин, бедный по жизни – герой прошлого, Быков, по натуре своей победитель – герой настоящего. Поэтому Петр Владимиров играет Девушкина откровенным недотепой и размазней, слезливым алкоголиком, которому проще нализаться и выть в своем закутке, чем решить проблему. А Быков у Павла Полякова, уводящий Вареньку из-под носа Девушкина,– холеный красавец со взором горящим. В нем сила душевная и физическая чувствуется за версту.

В прологе в спектакле все вроде идет по Достоевскому – к какому приучены. Макарка (правда, он значительно моложе, чем в книге) кропает свои письма, в коих уменьшительно-ласкательный суффикс на суффиксе сидит и таким же погоняет: личико, комнатка, ангельчик, придумочка, занавесочка. Жизненочек… Говорят так сегодня психически здоровые люди? Ласкает это варенькин слух? Варенька у Юлии Миллер далеко не сентиментальная простушка, жизнь, слава богу, многому ее научила.

А тут еще появляется персонаж, организовывающий действие ритмически и смыслово, – в программке он обозначен как Некто. «Бедные люди, а!» – хмыкает Некто, снисходительно глядя на хрестоматийную Вареньку, хрестоматийного Макарушку, таких милых и трогательных в привязанности друг к другу на безрыбье. Человеческое (ровно как и плотское), оно везде проклюнется, и Варенька нырнет в объятия Макара – за неимением лучшего будет казаться, что это и есть любовь. Только Некто снова не даст забыться и выльет на головы бедных любовников целый ушат холодной воды. Вернее, замочит из лейки, опрокинувшейся откуда-то сверху, – так развлекается мелкий бес, склонный к негуманному перевоспитанию заблудших овечек.

Наверное, Некто нужен затем, чтобы вывести Вареньку из летаргического сна, куда загнали ее апологеты бедных людей. Поиздеваться над малахольным Макаром, обделенным мужскими чертами характера. Перевоплотиться в угрюмо-грубоватую служанку Федору, которой закон не писан, если он супротив здравого смысла. Один взгляд этой Федоры выразительнее и ценнее самых проникновенных монологов. Павел Поляков играет и этого самого инфернального Некто, и Федору, и первую любовь Вари студента Петеньку, и Быкова, за которого Варя решается выйти замуж. В Пете угадывается будущее: он учился неистово, цели ставил немалые, и всего бы добился, если бы не угас от чахотки. В Быкове прочитывается биография: и учился, и цели ставил, и добился чего хотел, но не с неба на него деньги просыпались. Маленькую, почти незаметную, но весомую деталь находит Павел Поляков: в речи взрослого Быкова вдруг проскальзывает заикание, свойственное юному Петеньке, – и два этих образа соединяются в один. Макар Девушкин отдыхает.

Именно он, Быков, которого стандартное литературоведение упорно преподносило бы как отрицательного героя, в пьесе Валерия Семеновского и спектакле ГДТ «Ловелас» произносит: «Вы считаете, что терзания духом только у бедных бывают? Это не зависит от счета в банке». Казалось бы, это само собой разумеется, но Варенька-то идет под венец с каменном лицом, а главное – в белой фате при черном платье. Это траур не по загубленной любви к бедняку-неудачнику, но по ложным идеалам, приверженность которым грозит духовным саморазрушением. Она уходит решительно – в новую жизнь.

Здесь бы и закончить историю, поставить точку, опустить занавес! Все сказано, все схвачено, за все заплачено! Но ангельский голосок макара девушкина неистребим, геранька пустила глубокие корни – так просто не вырвать их! «Прижилась геранька-то ваша», – замечает Некто, вертя подаренный Макаром мещанский горшок с вечнозеленым кустиком. Это последний привет от бестолкового ловеласа, для которого в сегодняшней жизни места нет.

Уходя от проблем остросоциальных, театр переносит конфликт в область личных чувств и внутренних противоречий, и оказывается, что качество жизни, как и удача в любви, зависят прежде всего от тебя самого. И если от тебя уходит женщина, то корень зла, увы, следует искать не в деньгах, которые вообще-то может заработать каждый вменяемый человек. Эти мотивы характерны, например, для пьес Островского, хотя и в них легче увидеть власть денег над человеком, чем человека над деньгами. Макар Девушкин перекликается с Петром Мелузовым из «Талантов и поклонников», поставленных в театре «Красный факел» еще в прошлом веке. Жизненные принципы бедного учителя так и остались на уровне беспомощной риторики. Саша Негина, оставляя его и уезжая с великолепным Великатовым, как и положено, терзалась: вроде бы нехорошо, вроде бы предательство. В постановке десятилетней давности вопрос, а почему, собственно, любить красивого и богатого безнравственно? – пока только намечался.

Павел Южаков шел к теме человеческой личности через свой дипломный спектакль «Волки и овцы», который не так давно значился в репертуаре ГДТ. Там самой привлекательной – и самой современной – фигурой оказывался хищный Беркутов. Этот новый русский, этот прожженный лохотронщик, этот профессиональный манипулятор был интересен тем, что уловил дух времени и успел заскочить в первый вагон. Но чтобы выйти на перрон победителем, не обязательно разводить лохов – есть и другие, более достойные способы. Вот и появился Быков, решительно объяснившийся с размазней Макаром Девушкиным. Музыка, играй! Тореадор, смелее в бой!

Яна Колесинская
27.09.2008

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)

все статьи этого архива >>
полный список статей >>


Все архивы статей за прошедшие периоды:

17 апреля 2008 - 06 марта 2009, (25)

ближайшие праздники

9.05 - День Победы
24.05 - День Славянской письменности и культуры
6.06 - Пушкинский день России
12.06 - День независимости России
27.06 - Всемирный День Молодежи

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.