|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Персоны >> |
Галина Наумова: «Не бойтесь меняться!» |
Режиссёр, педагог, преподаватель психологического тренинга «Публичное выступление, или зерно успеха» Галина Наумова рассказала «СибирьИнфо», как важно уметь меняться, чтобы стать успешным человеком.
04.08.2010 Категория: Персоны |
В группе десять учащихся от 25 до 50. Одному из них завязывают глаза. Участница тренинга подкрадывается к парню и осторожно прикасается к его волосам. Испытуемый безошибочно определяет: «Таня!» Они уже научились чувствовать друг друга, а значит – себя…
Тренинговый центр «Преображение» совместно со школой раннего развития «Открытый мир» начинают сезон с открытия тренинга «Публичное выступление, или зерно успеха». Сюда приглашают тех, кто стремится к самосовершенствованию и готов к переменам в себе. Преподаватели Галина Наумова и Татьяна Байтуганова разработали авторский курс, основываясь на своем многолетнем опыте педагогической деятельности.
– Галина Владимировна, когда вы пять лет назад начинали разрабатывать программу тренинга, то назвали его «Актерское мастерство». Сейчас название другое – «Публичное выступление, или зерно успеха». Оно точнее выражает суть процесса?
– Наш тренинг имеет много общего со сжатым курсом театрального вуза. Его программа предполагает подготовку студента к творческому процессу, а для этого необходимо раскрыть его природу, его внутренний дар. Учебное пособие Станиславского так и называется – «Работа актёра над собой».
В вузе конечный продукт – профессиональный артист. У нас с Татьяной Михайловной Байтугановой нет задачи научить играть в спектаклях. Мы предлагаем тренинг «Публичное выступление, или зерно успеха» представителям других профессий, уже состоявшимся в них или только начинающим, с целью выйти на более успешный уровень.
Учитель, менеджер, юрист, руководитель – все эти профессии предполагают публичные выступления, то есть интерактивный контакт с аудиторией. Но далеко не каждый умеет легко и непринужденно общаться с незнакомыми людьми, тем более с большим количеством слушателей. Кому-то мешает внутренняя зажатость, кто-то не понимает цели своего высказывания. Большие проблемы у многих с голосом, не умеют им управлять. Разговаривают на верхнем регистре, а голос должен звучать во всех трех регистрах – чтобы речь была более объемной, гибкой, пластичной, разноплановой, как музыка. Чем больше человек чувствует, тем больше красок в речи. Бубнить на одной и той же ноте – это и значит внутренние зажим. Как только вы начинаете владеть голосом, то появляются модуляции, эмоциональная окраска – вы начинаете привлекать внимание слушателей. Тренинг «Публичное выступление, или зерно успеха» предполагает комплексный подход, с трех позиций: речь, пластика, психология.
Не так давно мы провели курс, специально заточенный под сотрудников конкретной фирмы. Это была эксклюзивная программа для юристов. Сложность была в том, что на занятия собрались коллеги, им и дальше предстоит работать вместе. Они раскрывались не только перед педагогом, но и друг перед другом, а значит, речь шла о сплочении коллектива, о совместном профессиональном росте. Показали руководителям фирмы наше заключительное занятие – они были в полном восторге, так как увидели своих сотрудников совершенно иными.
Вы понимаете, что полученные навыки необходимы не только при официальных вступлениях. В любой компании оценят ваше обаяние, умение владеть собой, быть в центре внимания. Всему этому мы учим на тренинге «Публичное выступление, или зерно успеха».
– Существует много курсов публичного вступления. Чем отличается от них ваш тренинг?
– Курсов действительно много, и там учат, как построить речь, во что одеться, как провести презентацию, то есть дается методика, как сделать слушателя своим союзником. Такими методиками успешно пользуются, например, сетевики, самые толковые из них заработали миллионы на продаже товара. Но методику нельзя отделять от человеческой сути. Просто сказать: надень красивое платьице, отрепетируй улыбку, определи цель предстоящего вступления. Вы изменитесь ровно настолько, насколько требует данное мероприятие. А уникальность тренинга «Публичное выступление, или зерно успеха» – научить скорректировать любую ситуацию так, чтоб было комфортно и приятно и вам, и другим.
Человек – это цельный образ. Необходимо работать с этим человеком как с системой и, самое главное, раскрыть ему механизмы, помогающие поменяться. Работа с человеком – самое сложное, что есть на этой земле.
Мы строим занятия на личностном подходе, отталкиваясь от индивидуальных особенностей студента. Мы должны сделать замечание каждому, работать с каждым лично. Не просто выдать информацию, общую методику для всех – универсальных рецептов не бывает. При этом мы занимаемся коллективно, в группе, тесно взаимодействуя друг с другом.
Программа постоянно переосмысляется, подвергается корректировке, приходится вводить в неё психологические знания, чтобы помочь обычному человеку осознать необходимость внутренних перемен, повысить самооценку, сформулировать жизненную цель. Мы с Татьяной Михайловной делимся тем, что сами поняли за нашу жизнь плюс профессиональные знания, способствующие не только с житейской, но и с научной точки зрения подойти к этим вопросам.
– А осознание необходимости перемен в себе – это обязательно недовольство собой?
– Проще успокоиться и жить как живётся, чем подняться с дивана и что-то предпринимать. Но одно дело – быть недовольным собой и от этого раздражаться, проводя время в бесплодной рефлексии, и совсем другое дело – любить себя и стремиться стать ещё лучше.
Если человек делает что-то не так, двигается в неверном направлении, то он должен уметь проанализировать причины своих неудач. Как это ни странно, многие не понимают, чего им надо в жизни. На уровне машины-квартиры понимают, на уровне реализации себя – нет.
– Но если человек пришел на тренинг, значит, уже осознал потребность в этих переменах! Наталкиваетесь ли вы на внутреннее сопротивление студентов?
– Если вы настроены освоить новые знания в полной мере, довериться преподавателю, то, разумеется, продвигаетесь к результату быстрее. Но в процессе занятий вам придется столкнуться с тем, чего вы даже не предполагали. Например, необходимо вспомнить себя ребенком! Тренинг построен на коллективной игре, в которую не так-то просто вступить, потому что необходимо раскрыться, перестать опасаться, что что-то не получится и вы будете выглядеть нелепо. Просто-напросто стесняешься других. Но когда вы поймёте вкус этой игры, то и станете ребёнком. Возвратитесь в детство, когда не знали препятствий и условностей и с удовольствием делали все что хотели.
Ребенку не понравились действия партнера по игре – он раз ему в бок! Подрались, разбежались в разнее углы песочницы, но стало скучно, тут же забыли про эту драку, и опять общая игра. Обиды улетучиваются мгновенно, дети быстро переключаются на более радостные вещи. Дети живут здесь и сейчас, а взрослые – прошлым и будущим. У каждого проблемы, и вы, загруженные ими, не видите того, что происходит здесь и сейчас – не умеете радоваться единственному мигу… Очень сложная у нас была весенняя группа. Одна студентка пришла с совершенно перекошенным лицом, её раздирали комплексы. Другая – красавица, вылитая Джульетта, но такое впечатление, что стеснялась своей красоты, прятала её. Пришлось много помучиться, чтобы добиться хоть какого-то результата. Например, азбука театральной школы – работа с мячом. Надо бросать снизу вверх по дуге к партнеру. Казалось бы, ничего сложного, но ни у кого не получалось! Если это упражнение раскручивать дальше, то выстраивается взаимодействие с партнером, тренируется концентрация внимания, развивается быстрота реакции. Обаяние сюда входит, настроение сюда входит – насыщается личностный объем, но пока человек не пропустит это через себя, толку не будет.
И вот смотрю, пошло взаимодействие. Плечи расправились, глаза заблестели. Энергетика пошла! «Моя жизнь стала меняться!» – говорили выпускницы. Расставались мы родными людьми…
– А как конкретно меняется жизнь участников тренинга?
– Меняется даже личная жизнь! У меня занимался мальчик, у которого были проблемы с девушками. Очень умный, эрудированный, читающий, добрый, с креативным мышлением, но при этом не умеющий открыто выражать свои мысли. Ещё и голосом не умел управлять. Прошло всего два месяца занятий, и у негопоявилась девушка, с которой он встречается уже два года.
У другого парня были сложные отношения с отцом. Ему хотелось размахнуться и папе вдарить. Но он не может папе вдарить, останавливает себя от этого действия. И этот зажим на физическом уровне проявляется. Руку поранишь – рана, так и в голове ранка, она выражается через зажим. Походка у этого парня кривая, рука противоестественно вывернута, как у инвалида. Существует методика снятия зажимов, я ее разработала дальше, специально для него. Суть – снятие зажимов через напряжение. Попробуйте: зажмурьте глаза и сведите зрачки к переносице. Это крохотная толика упражнений. Дальше работают нос, рот, шея. Начинается вибрации – и через них снимается напряжение. Кажется, что слишком просто, но эффект ошеломительный. Мой ученик стал уверен в себе, со временем и отношения с отцом наладились.
– Вы руководите ещё и студенческим театром-студией «Сфера» в СГУПСе. Коллектив постоянно становится лауреатом различных фестивалей. Непрофессиональные артисты на сцене убедительны и органичны. Их вы тоже проводите через тренинг?
– С ними-то я и начинала разрабатывать тренинг «Публичное выступление, или зерно успеха»! Состав студенческого коллектива нестабилен, поэтому мне нужно было получить достойный результат за короткий срок. Вот и пришлось специально для них создать концентрированный тренинг, благодаря которому через два-три месяца мы могли приступить к репетициям в совершенно ином качестве. Любой участник «Сферы», прежде чем получить роль в спектакле, обязательно проходит через тренинг. Работа получается гораздо интереснее, гораздо продуктивнее, чем просто выучить текст и делать ногами мизансцен, как часто происходит в самодеятельности.
– А потом ваши ребята бросают родной вуз и поступают в театральные академии Москвы! Происходит отток кадров. Как ректор это терпит?
– Не такой уж большой отток кадров происходит... Юля Гончарова поёт в московской музкомедии и в театре «Геликон-опера», задействована в проекте Большого театра «Летучая мышь». Илья Митрофанов – актёр театра Маяковского. Михаил Миронов работает во МХАТе у Табакова, Настя Новикова – в московской музыкальной антрепризе, Аня Аверкина – в московском театре кукол, учится заочно на актерском отделении СПАТИ.
Ректор СГУПСа Владимир Дмитриевич Верескун много помогает нашей студии, выделяет средства. Ему важно, когда люди определяются и находят себя. Он понимает, насколько эти тренинги меняет людей в лучшую строну. Студенты становятся более успешными в учебе, много появляется отличников, даже потанинские стипендиаты есть у нас! После института артист «Сферы» получают хорошие места. Например, Алексей Коряка ушел в ресторанный бизнес, стал директором холдинга. Наташа Баринова – банковский работник, ее ещё на третьем курсе пригласили, карьера резко идёт в гору. Перечислять можно бесконечно. Вот этого мы с Татьяной Михайловной Байтугановой желаем каждому – обрести себя и стать счастливее!
Беседовала Яна Колесинская Фото автора
Как нас найти?
Всю информацию о тренинге «Публичное выступление, или зерно успеха» можно получить по телефону 214-58-34. Занятия проходят по адресу: ул. Советская 52/1, 1 этаж. Продолжается набор группы. Протяженность первого курса 3 месяца. |
04.08.2010
|
|