21 декабря
2024
суббота
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Кино >>

Вспомним о Великой войне

Новый фильм Никиты Михалкова «Предстояние» — продолжение его легендарной ленты «Утомлённые солнцем» — вышел в прокат.

26.04.2010
Категория: Кино

На презентацию фильма в новосибирском «Синема-парке» были приглашены участники войны, представители ветеранских организаций и члены военно-патриотических клубов. В тот вечер каждый получил «фронтовое письмо» — треугольный конверт без марки с билетом на «великое кино о великой войне». Перед просмотром фильма транслировалось официальное обращение Никиты Михалкова к зрителям.

Первый фильм о комдиве Котове, напомним, был снят Михалковым в 1994 году. «Утомленные солнцем» получили Государственную премию РФ, Оскара как лучший иностранный фильм и приз Каннского фестиваля. Продолжением картины стала дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомленные солнцем: Предстояние» и «Утомленные солнцем: Цитадель». Пока полностью завершена первая часть. Вторую режиссер обещает закончить к осени. Весь процесс работы над фильмом, от замысла до завершения, занял у его создателей восемь лет.

«Великий фильм о великой войне»...

...Ближняя дача Сталина в Кунцево. Сталин во всем белом. Музыканты играют на террасе томное танго «Утомленное солнцем», они тоже в белом. Вождь намазывает булку маслом, поливает сверху вареньем, приговаривая: «Моя мама любила так делать... Вкуснотища какая, объеденье...». Над «вкуснотищей» вьется оса... Атмосфера самая благостная. Рядом со Сталиным — Котов (Никита Михалков) в тюбетейке и косоворотке и восторженная Маруся (Виктория Толстоганова) в платьице в цветочек, Буденный, Ворошилов, по левую руку от вождя — Берия... К столу подают огромный торт с шоколадным бюстом Сталина. Берии поручается расчленить лакомство, он заносит нож над сладким бюстом, и... возникает некоторое замешательство. Повисшую паузу нарушает истошный крик Маруси. Следя за ее обезумевшим взглядом, камера фиксирует картину — Котова, погружающего голову Сталина в торт... Вопль Маруси перерастает в вопль самого Котова, который просыпается от ужаса и собственного крика в сталинской тюрьме, куда его как врага народа упекли в конце первого фильма. Торт, бюст и Сталин в креме оказываются частью его жуткого фантасмагорического сна.

В лагерях Котов, как оказалось, не сгинул. За его судьбой кто-то явно ведет наблюдение. В день начала войны политическая статья комдива меняется на уголовную. Уголовников эвакуируют, а политических расстреливают на месте. Котов отправляется на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона... Арсентьев в 1943-м получает личное приказание Сталина разыскать Котова. Арсентьев ищет Котова, Котов — дочь, дочь — отца, все это на фоне войны. Это и становится главным содержанием фильма...

Первая часть дилогии посвящена первым дням войны, которые мы явно проиграли. Тема, как и тема штрафных батальонов, в нашем кино, согласитесь, поднимается не так часто. Гораздо приятнее говорить о более позднем, победном времени...

Как признается сам Михалков, «фильм получился довольно горький»:

— «Предстояние» — не фильм о победе, а кино о том, в каких условиях эта победа ковалась...

Многие герои первой ленты перешли во вторую. Чекиста Арсентьева, как и в первом фильме, играет Олег Меньшиков, дочь Котова — Надежда Михалкова... В роли Маруси вместо Ингеборги Дапкунайте (она оказалась занята в другом проекте) — Виктория Толстоганова. В дилогии появляется много новых героев, которых играют Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Дмитрий Дюжев... Состав, одним словом, звездный...

В роли Сталина — Максим Суханов. Сталина в фильме, кстати, мало. Вождь присутствует лишь в нескольких сценах на даче в Кунцево. Как неоднократно подчеркивал в своих интервью Михалков, он не снимал кино о Сталине. Сталин присутствует в его фильме ровно настолько, насколько этого требует сценарий.

«У войны — наше лицо»

Все события, детали и образы в картине имеют под собой реальную основу. Съемочная группа при работе над фильмом отсмотрела более 60 часов кинохроники — отечественной и трофейной германской. А также материалы из военных архивов США и Великобритании. Сам Михалков изучил сотни страниц воспоминаний и писем военного времени, а также документов, которые были до последнего времени скрыты в архивах ФСБ и спецхране, и лишь недавно ставших доступными для использования.

Выступая перед ветеранами перед началом просмотра, губернатор Виктор Толоконский подчеркнул особую значимость выхода фильма на экраны.

— В последнее время в нашем кинематографе не было столь серьезных актерских и режиссерских работ и столь масштабных съемок, — сказал губернатор. — Когда мы вспоминаем наши лучшие фильмы о войне, то, как правило, говорим о картинах, снятых два-три десятка лет назад. Важность этого фильма также в том, что он соберет и объединит в залах людей разных поколений — и ветеранов, и молодежь.

Дмитрий Асанцев, заместитель председателя горсовета, также отметил значение картины, прежде всего, для патриотического воспитания молодого поколения, которое сегодня не всегда понимает, насколько знаковым и значимым событием была для нас война, и какой ценой далась победа. Евгений Яковенко, лидер местного отделения Союза ветеранов Афганистана, депутат горсовета, вспомнил слова Никиты Михалкова, который признался, что первый импульс к созданию фильма ему дала картина Спилберга «Спасти рядового Райна». Михалкова задела трансляция самой истории, показывающая, что войну выиграли союзники. Рассказывать правду о войне, уверен Яковенко, необходимо для того, чтобы не дать перевернуть историю.

Алексей Беспаликов, председатель Новосибирского областного Совета, рассказал о проектах партии «Единая Россия», адресованных ветеранам войны. На просмотре присутствовали победители конкурса «Мужество — великое свойство души». Только что запущен новый проект «У войны наше лицо». Именно в рамках этих проектов на премьерный показ фильма собрались ветераны.

Пока в фойе звучали песни военных лет и выступали ветераны и представители городских и областных властей, в зале началась демонстрация 30-минутного фильма о том, как снималось это кино...
Как снималось кино

СМИ уже успели написать о том, что дилогия стала самым масштабным по финансированию проектом последнего времени. Причем снят фильм исключительно на российские деньги (называются суммы от 35 до 50 млн $). В съемке батальных сцен, в частности, помощь оказывало Министерство обороны России. Съемки велись в павильонах «Мосфильма», на ближней даче Сталина, а также в экспедициях: Гороховец, Горбатов, Таганрог, Алабино, станция Шушары в Санкт-Петербурге, в Праге...

— Главное было сделать фильм максимально сопереживаемым. А для этого было необходимо максимально натуральное и максимально правдивое воспроизведение войны, — говорит Михалков.
Сам режиссер называет свою картину «полудокументальным блокбастером», многие сцены были отсняты в практически документальном стиле. Более всего, признается съемочная группа, боялись выхолощенных портретов, рафинированных картин и «музейности».

Часть декораций была намеренно построена за год до начала съемок, чтобы они успели «простояться» и состариться. Гимнастерки шились определенного тона только потому, что в области, где предстояло снимать, грязь была именно такого цвета... Для съемок в белорусской деревне с нуля построили католическую церковь. Она получилась настолько «настоящей», что люди, проходя мимо нее, крестились. Столь же правдоподобно смотрится в кадре и немецкое кладбище с 650 березовыми крестами с касками и надписями...

Но самым неподъемным объектом продюсеру фильма Леониду Верещагину представлялся мост (он есть на роликах, рекламирующих фильм). Строили его два месяца, соблюдая самые точные расчеты. Поскольку на мосту по фильму должны были проходить около 1000 человек массовки, машины и лошади и еще много чего. Взорвали его абсолютно по-настоящему.

— После взрыва местное население даже написало на нас донос, — рассказывает Михалков. — Якобы мы взорвали их мост. Настолько он был реальный. Да и привыкли они уже на рынок бегать, раньше же моста там не было.

Над гримом Сталина работали долгие четыре часа. Образ получился настолько убедительным, что, когда загримированный Суханов вошел в помещение ближней дачи вождя, где проходили съемки, вся находящаяся там публика, не сговариваясь, как по команде рефлекторно встала...

Не обошлось без муляжей и трюковой техники. Для сцены родов в открытом поле под бомбежкой, например, был сделан ребенок-робот на дистанционном управлении. Это первый в нашей стране аниматронический новорожденный ребенок со всеми параметрами настоящего: 50 см и 3,5 кг. А для большей реалистичности сцены полосной операции, которая есть в картине, специально изготовили торс человека со всеми внутренними органами и кровеносной системой. И консультанты-хирурги госпиталя им. Бурденко были крайне удивлены тем, насколько точно в этой «системе» работала каждая деталь. Впрочем, не это было главным.

Как подчеркивает постановщик трюков Валерий Деркач, внешней атрибутикой особенно не увлекались.

— Мы помнили, что снимаем не экшн-боевик в американском стиле, а военную драму, в которой бессмысленно все, что не происходит в реальности. Поэтому старались по возможности делать все по-настоящему и не придумывать трюков, которые бы поражали воображение.

Работали актеры и съемочная команда, судя по фильму о съемках фильма, в условиях поистине экстремальных — при невыносимой жаре, в холоде, в ледяной воде... Когда было особенно трудно, Михалков напоминал, что «на войне было еще труднее»...

И все же, несмотря на несомненные достоинства фильма, он, как представляется, вызовет жаркие споры. И они закипят сразу же, как только отгремят салюты Дня Победы, к которому приурочен выход фильма на экраны. Если судить «Солнце» по самому высшему счету (а фильм, который позиционируется как «великое кино о великой войне», надо судить именно по такому счету), то к Михалкову возникает ряд вопросов. Стоит вспомнить, например, что настоящие шедевры — и это доказывает вся история литературы и кино — создавались исключительно тогда, когда художник руководствовался в своем творчестве внутренним посылом, а не социальным заказом и головной идеей. Как бы хороша эта идея ни была. Показать иностранцам правду о нашей войне и просветить нашу молодежь — задача, без сомнения, благородная. Но удалось ли соединить эту миссию с художественностью? Если главным достоинством первой ленты были характеры и судьбы, то теперь Котов превратился в функцию, в повод увязать на экранах как можно большее число военных эпизодов. Впрочем, грандиозности замысла и масштабов выполненной работы это ни в коей мере не отменяет.

Как отнесется к такому кино европейский зритель, станет ясно после представления фильма в Каннах. «Предстояние» включено в конкурсную программу фестиваля. Планируется еще и 15-серийный телесериал, куда войдут материалы, не попавшие в картину...

Татьяна Коньякова,
«Вечерний Новосибирск»
26.04.2010

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

22.12 - День Энергетика
1.01 - Новый Год
7.01 - Рождество Христово
13.01 - День Российской Печати
25.01 - День Студента
8.02 - День Российской Науки
14.02 - День Святого Валентина

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.