|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
Куклы: лица, птицы, пришельцы |
Второй всероссийский тематический конкурс-выставка авторской куклы «Hello, Dolly» проходит в Новосибирске с 10 апреля по 15 мая.
18.04.2010 Категория: Изо |
Второй всероссийский тематический конкурс-выставка авторской куклы «Hello, Dolly» проходит в Новосибирске с 10 апреля по 15 мая. Он объединил 46 авторов из 15 городов России и Украины. Согласно концепции конкурса, каждая кукла – оригинальный художественный образ известного парфюмерно-косметического бренда, его символ и лицо. Куклы вышли на весеннее дефиле в салоне «Парфюмерия и косметика».
Она любила летать по ночам…
– Кукла – это сгусток энергии, его чувствуешь, едва заходишь в помещение, – считает автор работы «Вслед за мечтой» для марки «Парфюмика» Марина Глебова, единственный из 14 новосибирских участниц лауреат конкурса «Hello, Dolly». – А посмотришь на куклу – и какие-то звоночки взрываются в тебе.
Её кукла по велению автора улетела в форточку. Выпорхнула, как пушинка, и поплыла над предрассветными улицами. Ветер, уступая ей дорогу, цепляется за подол зеленого платья, треплет жесткие волосы, игрушечные домики остались далеко внизу, впереди – только небо. Коренастенькая, носатенькая, большеголовая, она всегда крепко стояла на земле и даже не представляла, что это так просто – вдруг встрепенуться и полететь.
Каждая женщина рождена летать – во сне ли, в мечтах, или когда создает свою куклу, воплощая в ней сокровенное, незримое, неуловимое. В полете она перестает быть той, какой была только что, и мир вокруг не тот, в котором остались мы. Вот и авторская кукла лишь отдаленно напоминает нас, но связана с нами духовно.
– Кукла не должна быть подобием человека. Иначе это восковой музей мадам Тюссо. Или вешалка для костюма, – считает президент новосибирского клуба авторской куклы, член жюри конкурса «Hello, Dolly» Елена Ковалюк. Её внеконкурсная работа «Современная принцесса» – невесомый образ утончённой дамы с собачкой. Изучая выпавшую по жребию марку Juicy Couture, на просторах интернета Елена наткнулась на фото двух дам-основательниц, у каждой собачка на коленях, одна пушистенькая, другая гладкошерстненькая, точь-в-точь как её тойтерьерша Жужу. Жужу и позировала, а пластику Елена лепила с подруги сына Ирочки. Девушка и собачка помогли прорисовать контур, найти цвет, а настроение ловилось из каких-то едва уловимых движений воздушных потоков…
В пространстве спрятанных в сундучки и флакончики ароматов и мерцаний парфюмерного салона собрались куклы-пришельцы. Авторы оставили их застывшими в какой-то одной фазе движения, но движение не прекращается, в нём их магия, в нём их молодость. Когда салон пустеет и один за другим гаснут плафоны, озорная парижанка и птичка-невеличка, примостившаяся на её красном головном уборе, начинают щебетать друг с другом на своём птичьем языке. Тонюсенькая ножка в полосатом чулочке и миниатюрном сапожке закинута на бортик автомобиля, который катится сам по себе, скользит как душе угодно. Скользит он к первому месту в конкурсе, присужденном Анне Зуевой из Перми. Наперегонки с ней соревнуется обладатель второго места – длинноногий франт в длинном плаще, шляпе и с саквояжем, каблуки едва касаются мостовой, усы и патлы развеваются на ветру – alter ego Кинга Кэмпа Жиллетта, коммивояжера, изобретателя, основателя компании Gillett. Театральный художник Владимир Авдеев делает реверанс Ларисе Каменских, тоже пермячки:
– Очень театральный образ бегущего мужичка, он поразил меня в самое сердце! Глядя на такую куклу, хочется бежать по жизни очень долго!
Дыша духами и туманами
Героиня Виктора Гюго, малышка Козетта из самой пронзительной в мировой литературе кукольной истории, украдкой любуясь чудом в розовых кружевах, мерцающих за недоступной витриной для богачей, мечтала обладать не прикасаясь. И когда самое великое чудо свершилось – ей сказали «она твоя» – Козетта «посадила Катерину на стул, а сама села перед нею на пол и, неподвижная, безмолвная, погрузилась в созерцание».
Кукла – не игрушка. Она создана для созерцания. Хрупкая утонченная субстанция никаких физических прикосновений не терпит. Кажется, сдувание с неё пылинок – и то слишком грубый акт. Марина Глебова после отъезда пермской коллеги Светы Ивановой по её просьбе лечила ножку бирюзовой диве Collistar, подклеивала «соблазнительные формы» куклы, а ведь прошло всего три дня публичной жизни. Марина говорит, что не понимает, как можно играть в куклы. Она не увлекалась этим в детстве, её восьмилетнюю дочь Полину тоже не притягивает ритуал «дочки-матери». Больше нравится сидеть возле мамы, углубленной в работу, представлять, как она наконец-то станет участницей таинства, ну хотя бы сумеет пришить к штанишкам куклы вот эту малюсенькую финтифлюшечку. Выводы Полина уже сделала:
– Мама, я поняла, как ты мыслишь – знаками!
На открытии выставки-конкурса «Hello, Dolly»умные ребятишки, коих привели родители – организаторы, участники, журналисты – даже не пытались вступить в тактильный контакт с волшебными существами. Доступными и понятными для малышей были огромные букеты цветов или мыльные пузыри, стаями вылетавшие из специальных устройств. А куколки, в честь которых было устроено всё это торжество с соками и шампанским для гостей, окружили себя полосой отчуждения. Потом, после торжественных речей, их накроют стеклянными колпаками – чтбы на упали в обморок от прикосновения неловкого локтя, не исчезли, унесенные неизвестным злодеем, как пушкинская Людмила из объятий Руслана…
Магия созерцания
Каждый мастер-кукольник уверен, что главное в кукле – душа. И что её миссия – пробуждать в людях самые светлые эмоции. И в тех, кто её создаёт, и в тех, кто с ней потом встречается. И меркнет свет, и гаснут звуки, и «созерцание», в которое погрузилась девочка Козетта, обещает связь с астралом. И так тянет куда-то вдаль, в дали… Фиалки, форели, фантомы… Сонеты, сонаты, сны…
Лауреат конкурса конкурса «Hello, Dolly» Марина Глебова, по специальности художник-керамист, рассказывает:
– Я счастлива тем, что имею возможность это делать. А началось всё несколько лет назад, когда я увидела чудо в журнале «Куклы народов мира». Я посмотрела на неё – и меня затрясло. Под этим впечатлением, в каком-то нервном припадке, я и делала свою первую куклу.
Член жюри конкурса «Hello, Dolly» Владимир Авдеев относится к этим работам с нежностью, на какую способен исполинского роста мужчина и театральный художник:
– Пятьдесят три года своей жизни я провёл в театре, всю сознательную жизнь занимаюсь несвойственным для мужчин делом – клею макетики спектаклей, всякие столики, стульчики, оградки, подушечки, раскладушечки… На конкурсе я встретился не только со знакомыми материалами, фактурами и техниками, но и с мастерами, которые, делают своё дело с душевной честностью и чистотой.
Поэтому исходит от этих кукол какая-то волшебная аура. Поэтому они завораживают зрителей, втягивают их в свой мир. Поэтому, а не только в силу бизнес-идей и мировых тенденций моды, сходят с ума по этим созданиям коллекционеры, разъезжающие по различным конкурсам и выставкам в поисках идеала. Новосибирск стоит в их маршруте.
Концепция конкурса «Hello, Dolly» была разработана три года назад. Тогда в Новосибирске и состоялся первый конкурс, в котором приняли участие 42 автора из 9 городов России. Организатор конкурса Ростислав Сенькевич завершил вернисаж церемонией закрытия, которую можно приравнять к высокосветской неделе моды, возбуждающей воображение бизнес-элиты. С аукциона «Hello, Dolly» большинство кукол ушло в руки коллекционеров, не остались без внимания и новосибирские мастера. Отбывая в столицу, помахала ручкой «Мисс совершенство» Елены Ковалюк, а через месяц автору позвонили из Москвы по этому же вопросу. Как рассказывает мастер, высокопоставленные особы увидели уже купленную куклу в каталоге и загорелись страстью преподнести точно такую же в подарок японскому послу. Увы, у них в запасе было всего 12 дней, за такой срок изготовить куклу невозможно, даже если это копия. Вообще, как правило, кукла так и остается в единственном экземпляре, её точное повторение практически невыполнимо – вот что значит настоящая индивидуальность…
Вот и теперь, не успела лауреатка второго конкурса «Hello, Dolly» Анна Зуева, отправив свою куклу в свободное плавание по вернисажу, вернуться домой в Пермь, как на неё обрушилась мировая, можно сказать, слава. «В американском Фейсбуке по поводу кукол Ани царит настоящий вой и полнейший congratulations. Виднейший американский журнал Contemporary Art Doll Collector взял у Анны интервью и фотки кукол для ближайшего выпуска в США», – сообщает сайт «МедиаОфис» со ссылкой на блог медиа-художника Сергея Тетерина. А её «Естественный соблазн» знай себе раскатывает в игрушечной машинке и щебечет с птичкой-подружкой на птичьем языке, закинув ногу на бортик и на обращая внимания на дорогу.
Яна Колесинская |
18.04.2010
|
Это настоящая поэма о куклах! Как-то так... окрыляет... |
|