|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Кино >> |
Три медведя: от Чукотки до Берлина |
Прокат фильма Алексея Попогребского «Как я провёл эти летом» начался в Новосибирске. Режиссёр Алексей Попогребский лично представил свою картину в кинотеатре «Победа».
26.03.2010 Категория: Кино |
Директор новосибирского кинотеатра «Победа» Олег Тофанюк был первым из новосибирцев, кто увидел фильм Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом». Это было в феврале нынешнего года в Берлине на международном кинофестивале.
Исполненный впечатлениями, он, не дожидаясь объявления конкурсных итогов, пригласил режиссёра в Новосибирск. На другой день стало известно, что лента «Как я провёл этим летом» стала обладателем трех «Серебряных медведей». Их присудили за лучшие актёрские работы Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису и за выдающийся вклад в искусство кинооператору Павлу Костомарову. Это дало съемочной группе повод ещё и для смеха: три белых медведя как предвестники победы встретились им во время съёмок на Чукотке. Но об этом тогда никто и не подумал – было просто-напросто страшно. Вот и жанр у фильма определён в соответствии с ощущениями городского человек в параллельном пространстве – заполярный триллер.
Казалась бы, откуда взяться триллеру? Белое безмолвие. Первозданная пустота. Вселенский покой. Ничего не происходит, вообще ничего! Два метеоролога, юный и бывалый, снимают показания с приборов, записывают в изжульканную тетрадку, изредка выходят на связь с материком. Пол-фильма проходит, ты едва ли не засыпаешь, но нет, какая-то смутная тревога пробуждается внутри, какое-то беспокойство нарастает и натягивает нервы. Как звенящая тишина перед взрывом.
Практикант Паша приехал сюда за экзотикой. На океан позырить, по ржавым бочкам попрыгать, балду попинать. Он так юн, что ему больше подходит писать школьное сочинение под корявым заголовком «Как я провёл этим летом», чем решать серьезные мужские вопросы. Неслучайно этот анаколуф лёг в название фильма – здесь всё не так, как, на пашин взгляд, полагается, все неправильно, а потому непонятно. Да ещё когда твой начальник – настоящий дикарь, утративший привычки цивилизованного человека. Да ещё когда вы с ним вдвоем на острове, не считая медведей. Да ещё когда ты получаешь радиограмму, что его семья погибла, и не знаешь, как ему об этом сказать, да и надо ли говорить, если отсюда не убежать, не уплыть, пока за тобой не прилетит вертолёт.
Кошмар начинается после того, как он всё-таки сказал. Обычному городскому зрителю трудно понять, почему овдовевший в одночасье Сергей Витальич стреляет в ни в чём не повинного пацана. Гоняет его по острову, не то выслеживает, не то проверяет на вшивость. Паша превращается в маленького, трясущегося, озлобленного, загнанного дикого зверька, который ещё вчера беспечно играл в стрелялки, а сейчас цепляется за жизнь в силу природного инстинкта. Аллюзии на Джека Лондона печальны: там природа выявляла сильных, и они становились ещё сильнее. А здесь стихия подавляет человека, оказавшегося с ней один на один, конфликт двух миров разрушает неподготовленную психику. Вопрос: а что потом? Младший уедет, сбежит из этого кошмара, а старший добровольно останется здесь, потому что ехать ему некуда, а торопиться и некуда, и незачем.
В споре о психологической достоверности картины «Как я провёл этим летом» рядовой зритель, которому не хватило житейской логики и здравого смысла, проиграет режиссеру. Ведь Алексей Попогребский по первому образованию психолог. Но, когда ещё не подозревал, что станет психологом, а потом кинорежиссёром, то есть в детстве, он начитался книжек о Крайнем Севере. В основу его сценария легли истории реальных людей – и героев книг. И не только это. На встрече со зрителями в Новосибирске Алексей Попогребский рассказал, что получил неожиданный бонус: уже после кастинга выяснилось, что исполнитель роли Сергея Витальича Сергей Пускепалис девять лет прожил на Чукотке, в городе Билибино. На съемках каждый шаг он совершал согласно даже не актёрскому проживанию, а по наитию, по инстинкту, который всегда стоит над логикой. Сама природа заполярья создавала драматургию фильма, диктуя актёрам способ существования.
Съемки велись там, где и разворачивается действие – на Чукотском полуострове, на станции Валькарай, в режиме реального времени, на смой настоящей, построенной ещё в 30-х годах метеостанции, с действующими приборами и реальными метеорологами, которым нужно было уступать пространство в кадре, когда подходил срок измерения метеопоказаний. Ощущение достоверности придает фильму и звук, записанный прямо на площадке во время съемок и сопровождаемый шумом ветра и океана. «Всё, что есть в картине, несмотря на сюрреализм, имеет реальную первооснову. Художник Геннадий Попов обладает талантом за основу брать существующие вещи и бережно их фактурить. Оператору Павел Костомарову присуще точное ощущение достоверности. Кино обладает уникальной возможностью создавать миры, а наш фильм отражает мир, где никто не бывал», – говорит режиссёр фильма «Как я провёл этим летом» Алексей Попогребский.
Впервые за последние пять лет российский фильм попал в конкурс Берлинского кинофестиваля. Этим фильмом и стал «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского. Американский журнал «Variety» назвал картину «потрясающим исследованием природы человеческой слабости», а Алексея Попогребского – «одним из самых ярких и талантливых режиссёров из России, чьи фильмы могут быть с успехом экспортированы за рубеж».[ И даже если история «человеческой слабости» не всегда понятна западному зрителю, выросшему в джунглях мегаполиса, то экзотические реалии всегда пользуются там спросом. На Западе всё чаще покупают фильмы о севере, тайге, глубинке, провинции, нехоженых тропах, неисследованных землях – пока, слава богу, всё это у нас есть.
Яна Колесинская |
26.03.2010
|
|