30 декабря
2024
понедельник
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

Григорий Шустер: страницы о любви

У старейшего актёра театра «Красный факел» Григория Шустера 15 марта состоится бенефис, посвященный его юбилею. В этот вечер он выйдет на сцену в спектакле «Дорогая Памела».

03.03.2010
Категория: Театр

У старейшего актёра театра «Красный факел», заслуженного артиста РФ Григория Шустера 15 марта состоится бенефис, посвященный его юбилею. В этот вечер он выйдет на сцену в роли Сола Бозо в комедии «Дорогая Памела». Но язык не повернется назвать его старейшим. Трудно поверить, что Григорию Санычу исполняется 70 лет. Многие думают, что 50.

В книгу рекордов Гиннеса


Да, 50. Но только не ему, а его самой старой, самой знаменитой и самой весёлой роли. Роли, которая всегда играется в одно и то же календарное время, с одним и тем же настроением, но никогда не повторяется – ни по тексту, ни по мизансценическому рисунку. И стар и млад знают: это дед Мороз, которого никогда не отправят на пенсию. Ребятишки, веселившиеся на его первых елках, уже сами стали родителями, а то и дедушками, а их внуки водят хоровод все с тем же дедом Морозом. В канун 2010-го Григорий Саныч вновь доставал с антресолей старый матерчатый чемодан, отряхивал видавшую виды новогоднюю амуницию, ехал на другой конец города, а поздравления с юбилеем принимала его жена Алла Ивановна. Кстати, это она давным-давно купила дедморозовский костюм – и сносу ему нет.

20 лет назад с переходом из ТЮЗа в «Красный факел» Григорий Шустер не расстался с детской аудиторией. Если в былые времена он, надев ватную бороду, старался изобразить хоть и шустрого (фамилия обязывает), но старичка, то однажды поймал себя на том, что накидывать года деду Морозу уже нет необходимости. Но, глядя на моложавого, энергичного, источающего доброжелательность к окружающим Григория Саныча, никак не назовешь его ни стариком, ни ветераном. «Какой-какой у него юбилей?», – с изумлением переспросила давняя поклонница, не воспринявшая цифру 70. И пошутила, что в жизни он не иначе как гримируется, а то бы не выглядел так молодо. Зато иные персонажи Григория Шустера весьма и весьма потрёпаны жизнью. Его Иванов в спектакле «Нахлебник» не улыбнётся ни разу – молчаливый, пришибленный, угрюмый, недовольный окружающими и самим собой пессимист. Где же комедийный темперамент актёра и его солнечная аура, где присущие его персонажам экстравертность и непосредственность, всегда вызывавщие у зрителей каскад положительных эмоций?

Визитной карточкой Григория Шустера остается дядюшка Скрудж, тут не поспоришь. Уж сколько лет прошло, уж и спектакля давно нет в репертуаре, а по сей день выходит Шустер на сцену, и публика узнаёт в нем Скруджа. Он и сам этому не рад, но Скруджу надо отдать должное. Роль в сказке Диккенса «Счастливого рождества, дядюшка Скрудж!» высветила особенности дарования этого мастера – пороки персонажей превращать в случайные черты, от которых можно с легкостью избавиться в ситуации душевного комфорта. Григорий Шустер убеждает: какими бы отталкивающими качествами ты ни обладал, они второстепенны, по сути своей человек гораздо чище, только не всегда это сознает. Может, ещё и поэтому год за годом на протяжении полувека Григория Саныча приглашают на новогодние утренники. Дедушка Мороз, который затем и существует, чтобы нам стало радостно, – квинтэссенция персонажей Григория Шустера, слепок самого лучшего в них, даже если это лучшее едва теплится на задворках души.

Непотопляемая Памела

В сегодняшнем репертуаре Григория Шустра есть две роли, которые ведут скрытую перекличку друг с другом. На большой сцене «Красного факела» идёт «Дорогая Памела» в постановке Валерия Гришко, на малой – «Девичник над вечным покоем» в постановке Александра Зыкова. Оба спектакля можно отнести к жанру мелодраматической комедии, и здесь весьма уместно и подпустить сантиментов, и насмешить своей нелепостью. У этих двух пожилых мужчин похожие имена – Сол и Сэм, они американские евреи, вдовцы. И тот и другой звезд с неба не хватает – один полукриминальный предприниматель, другой торговец средней руки. Каждый неожиданно для самого себя прикипает к женщине и приходит к решению связать с ней судьбу. Дело не только в сюжетных совпадениях – уровень родства персонажей гораздо глубже.

Стоит появиться Солу Бозо в «Дорогой Памеле», как сразу становится ясно: перед нами вылитый мошенник, пройдоха по призванию. Эдакий балагур, живчик, попрыгунчик: язык без костей, мозги без извилин. На нем одинаково органично смотрятся как шапочка для душа в комплекте с полиэтиленовой занавеской (в таком виде он улепётывал от полицейских), так и плащ с чужого плеча. Этот тип не брезгует чайными пакетиками, подобранными Памелой на задворках ресторана, а потом и сам с удовольствием берет тележку и отправляется на промысел. Но одно дело подсовывать клиентам флакон с мочой вместо духов и совсем другое – дарить Памеле подобранное на свалке роскошное пончо. Для него это – не просто акт щедрости, а новое состояние души, раскрывающейся для нового чувства. Оказывается, Сол Бозо умеет наполнить поэзией самые простые и на первый взгляд далеко не романтические вещи.

Поначалу непонятно, в шутку или всерьез он принимается ухаживать за доверчивой старушкой. Элегантен и артистичен: охмуряя Памелу, встает на колено и сыплет остротами, забавно вскидывая ноги, исполняет для нее лихой танец под старую пластинку. С ним не соскучишься! Особенно ему к лицу самоирония, приправленная эрудицией, – все-таки, Сол служил в типографии, и тут-то понимаешь, что там он был на своем месте. Но внезапно является так называемый компаньон, разрушает идиллию, предъявляет своё, и опять Сол делается суетлив и трусоват. Но! Главное-то в нем уже проклюнулось, и убийство дорогой Памелы, замышляемое в самом начале истории, не состоится благодаря и ему тоже. Дай человеку вздохнуть свободно – и он станет самим собой…

Счастливая Ида

В «Девичнике над вечным покоем» герой Григория Шустера приходит на кладбище, а оказывается в цветнике. Цветник довольно-таки увядший, зато три молодящиеся вдовушки сразу, явно или скрыто, претендуют на внимание случайного знакомого. Сэм не в том возрасте и не в том состоянии духа, чтобы им подыгрывать, он всего лишь вежлив и обходителен. Но если возраст изменить нельзя, то состояние духа – вполне. Предпочтение отдано Иде, да и не удивительно, что ей: года её не портят, чувство собственного достоинства диктует сдержанность эмоций и терпимость к окружающим, она красива, наконец.

От неуверенности в себе, от непонимания, что с возникшим чувством делать Сэм принимается неуместно шутить и паясничать. Может, сходим в кино, может, поужинаем вместе, – предлагает он, как неопытный мальчишка, боящийся и отказа, и согласия. В подтексте прочитывается: мне с вами приятно провести время, но не более того, не вздумайте принимать моё внимание всерьез! Потом подруги Иды, охваченные гнусной женской ревностью, объятые мелким страхом утратить чистоту девичника, убедят Сэма, что отношения надо прекратить, и поначалу он выберет путь наименьшего сопротивления. На данном этапе пути ему достаточно всего одного обязательства – посещения могилы умершей жены; строить новую жизнь слишком затруднительно. Такая позиция весьма удобна, тем более Ида не будет домогаться и виснуть на телефоне.

Да мало ли кто из пожилых людей не пытался пристроиться возле такого же одиночества! Куда там влюбиться, эти глупости остались в прошлом. Всего-то теплится потребность просто заботиться о ближнем, просто быть рядом друг с другом. После шага вперед уставший от жизни человек делает пять шагов назад, стоит возникнуть никчёмному препятствию. Но «Девичник» – это история о любви. О начале поздней любви, когда шаги назад становятся испытанием чувств.

Григорий Шустер строит роль на контрасте смешного и серьезного, на переходе от своего обычного шутовства к полной скупости в выражении эмоций. Размышляя о преображении персонажа, он находит простое, но точное пластическое решение: Сэм перестает сутулиться. Человек, распрямивший душу, – это и есть герой Шустера.

«Что мы будем делать дальше, Памела?» – тихо, но твёрдо вопрошает Сол в «Дорогой Памеле». Это вопрос человека, в котором уже произошла духовная эволюция, и непотопляемая Памела Анны Покидченко вновь находит в себе силы простить. «Я уже потерял одну женщину в моей жизни, и я с этим не мог ничего поделать. И знаешь, я понял, я не хочу потерять тебя, если могу ещё хоть что-то изменить», – тихо, но твёрдо говорит Сэм в «Девичнике над вечным покоем». Это слова человека, который способен на поступок, и рядом с ним гордая Ида Светланы Сергеевой наконец-то станет счастливой.

Яна Колесинская
03.03.2010

7. анастасия | 27.05.2010 01:31
в июне 2010 г заканчиваю иркутское театральное училище актер театра хочу найти себя в работе

6. Лузанна | 27.03.2010 14:02
А теперь Г.Шустер играет в совершенно дурацком спектакле по Мольеру. Жалко Шустреа, жалко артистов, жалко театр. Вот только театру видать не жалко денег на помпезные костюмы на парики уродующие лица, на заштатных рижисеров из Питера. Печально писать эти стоки в день международного праздника театра 27 марта, когда хочется поздравить любимых артистов и пожелать им творческих свершений. Но где они, эти свершения? Где? Это что, кризис так влияет на опошление театра? Уважаемые журналисты портала! Ответьте на этот вопрос чт происходит с театром и со всеми нами? "Мещанин во дворянстве" это и есть уровень сегоднешнего театра? Боюсь что мои вопросы останутся без ответов...

5. Lexic | 18.03.2010 04:06
Приятно читать теплые слова про замечательного человека. Григорий Александрович мой любимый театральный актер. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ВАС, ДОРОГОЙ КАРЛСОН И ДЯДЮШКА СКРУДЖ!

4. А.Тарасова | 05.03.2010 21:45
Такие спектакли как "Дорогая Памела" всегда будут нужны и полезны. Там играет неподражаемая Анна Покидченко, и Григорий Шустер достойный партнер, их сцены самые интересные и позитивные. Особено когда он дарит это пончо, хоть и со свалки, а юмора много, без юмора ничего бы не получилось, очень становится светло на душе. Мошенник его персонаж, а на самом деле добрый и одинокий человек. именно благодаря Григорию Шустеру финал спектакля говорит о том, что жизнь у всех поменялась и теперь все будет подуругому.

3. Vera-Vera | 05.03.2010 13:39
"Девичник над вечным покоем" спектакль непонятно зачем поставленный в "Красном факеле", цель режисера видится одна - занять стареющих актрис, но неужели не нашлось более достойной драматургии? Григорию Шустеру там совершенно нечего играть. Но он играет!

2. ССС | 04.03.2010 22:22
Вобще-то комики всегда нужны именно они самые популярные артисты у народа может потому, что несут положительные эмоции, радуются жизни несмотря ниначто. Слава Григорию Шустеру! Желаем и впредь не стареть. Подольше играйте дедов морозов! Нам бы еще новых годов почаще.

1. Сулико | 03.03.2010 22:20
А лялюшку Скруджа все помнят, да. Как там у вас сказано и стар и млад. Весело было, прикольно. Тока фота у вас из "Царя Гороха". Он детишкам тожа шибко нравилса.

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

1.01 - Новый Год
7.01 - Рождество Христово
13.01 - День Российской Печати
25.01 - День Студента
8.02 - День Российской Науки
14.02 - День Святого Валентина
22.02 - Масленица
23.02 - День Защитника Отечества

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.