|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Музыка >> |
Центр чистой музыки |
Первый Международный фестиваль MusicAeterna стал барочным апофеозом трех юбилеев. На сцене НГАТО — маэстро Теодор Курентзис, оркестр «MusicAeterna» и хор «New Siberian Singers».
01.03.2010 Категория: Музыка |
Три пятилетних юбилея и огромное желание выбраться из музыкального супермаркета стимулировали проведение в Новосибирске Международного фестиваля MusicAeterna. На борьбу с демонами быстропита и музыкальным косноязычием вышел главный идеолог фестиваля маэстро Теодор Курентзис и созданные по его инициативе на базе НГАТОиБ коллективы — оркестр «MusicAeterna» ихор «New Siberian Singers». Итог — три дня чистого искусства и медленное, но верное превращение столицы Сибири в Мекку барочной музыки.
Нынешний театральный сезон в Новосибирском театре оперы и балета отмечен целым созвездием юбилеев: от 65-летия со дня открытия самого «Сибирского Колизея» до круглых дат, связанных с именем маэстро Курентзиса, — пятилетие камерного оркестра «MusicAeterna», кстати, давшего название новорожденному фестивалю, пятилетие камерного хора «New Siberian Singers» и пять лет работы Теодора Курентзиса на посту главного дирижера НГАТОиБ. Празднование трех последних дат вылилось в проведение идеологически выверенного фестиваля с ярко выраженным барочным уклоном, что лежит в центре музыкальных интересов самого экспрессивного дирижера-аутентиста России.
О том, как все начиналось, маэстро Курентзис рассказал на предварявшей MusicAeterna пресс-конференции: «Я приехал в Новосибирск из Москвы. До этого жил в Санкт-Петербурге, еще раньше — в Центральной Европе. Я точно знал, что не хочу жить в том мире, где музыка приравнивается к супермаркету и во главе угла стоит потребление. Плавать в шоколаде музыкального супермаркета я не хотел. Для себя я видел два варианта развития событий — либо долбить эту стену, либо не делать ничего вообще. На должность главного дирижера театра я согласился при одном условии — если мне дадут построить здесь такую площадку, о которой только бы мечтали Москва, Петербург и вся Европа. Построить идеалистический и максималистический мир, где бережно сохраняется дух музыки, где люди могут творить чистое искусство, где музыканты работают, потому что им нравится здесь работать, а не потому что им не нашлось места в другом престижном коллективе. Я не уверен, что тогдашний директор Борис Мездрич четко понимал, что такое аутентизм, но он знал, что я умею очень хорошо делать свою работу, и дал мне карт-бланш. Так я вместе с музыкантами начал вести свои лабораторные исследования. Местное музыкальное сообщество нас не одобряло. Однако постепенно сопротивление и непонимание сменились одобрением и признанием».
При этом главный дирижер оперного театра заметил, что отдаление от музыкальных столиц сыграло на руку становлению его уникальных коллективов: « Коллективы, работающие за Уралом, думают, что все прекрасно только в Петербурге или Москве.
Те, кто живет в столице, полагают, что прекрасное начинается где-то после Польши. Как писал Бодлер, весь мир — это большая больница, где каждый пациент мечтает поменяться кроватью с соседом, думая, что на ней он выздоровеет быстрее. Расстояние дезинформирует и дает нам ложные представления, а музыканты должны наполнять жизнь прекрасными и чистыми эмоциями. В России есть только одно чистое поле для работы, один центр чистой музыки — это Новосибирск. Если бы он был еще поближе к Северному полюсу, было бы еще лучше. К тому же мы не стремимся кому-то угождать. Мы делаем музыку не для очарованных дам, а для разочарованных господ, поэтому наш главный зритель здесь, а не в Вене».
О вкладе маэстро Курентзиса и роли его коллективов-юбиляров журналистам также рассказал главный хормейстер НГАТОиБ Вячеслав Подъельский: «Для меня знакомство с Теодором было большим счастьем. Эта встреча поменяла все мои профессиональные ориентиры. Раньше работа в оперном театре, как и в других подобных театрах нашей страны, отличалась рутинностью, обыденностью, каждодневностью. Но появление маэстро и двух новых коллективов внесло свежую струю в нашу деятельность. Они, как комета, стремительно ворвались и озарили музыкальную жизнь нашего города. Еще хотелось бы отметить, что в лице Теодора я впервые встретил дирижера, который не гробит, а продолжает работу хора».
Фестиваль MusicAeterna маэстро Курентзис позиционирует, с одной стороны, как настоящий праздник, с другой — как идеологический протест против дьявола в музыке. Именно поэтому для участия в новом музыкальном форуме он пригласил исключительно друзей и единомышленников. Гостями MusicAeterna стали ведущие оперные исполнители Европы и Америки: барочные дивы Симона Кермес (сопрано, Германия) и Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Стефания Хаутзель (меццо-сопрано, США), Маркус Брутшер (тенор, Германия), Арно Ришар (бас, Франция), уникальный контртенор Олег Рябец (Россия) и недоступная легенда — композитор и пианист Антон Батагов.
Дружескую семейную обстановку новорожденного фестиваля отметили почти все приглашенные звезды. «Я приезжаю в Новосибирск в четвертый раз, — уверила Симона Кермес. — И всякий раз это приятные встречи со старыми друзьями. Мы все из разных стран и говорим на разных языках, но здесь работаем, как одна семья. И это мне очень нравится. Не говоря уже о том, что я всегда получаю огромное удовольствие от работы с Теодором Курентзисом». — «Здесь внутри гораздо теплее, чем снаружи, — продолжил мысль г-жи Кермес французский бас Арно Ришар. — На улице холодно, а у нас теплая дружеская атмосфера. Здесь на фестивале не имеет значения, какой твой родной язык — немецкий, английский, французский или русский. Мы все говорим на одном языке — языке музыки. А Теодор Курентзис является одним из самых настоящих дирижеров музыки барокко. Когда в Париже впервые увидели диск с записью Перселла «Дидона и Эней» и прочитали, что ее исполняют «New Siberian Singers», то многие смеялись, мол, какая может быть барочная музыка в Сибири. Однако после прослушивания все сказали, что это хорошо, хоть и не совсем привычно по сравнению с тем, что делают французские барочники. К тому же далеко не все специалисты смогут исполнить так, как требует маэстро Курентзис».
Специально для фестивальной публики маэстро и коллективы-юбиляры представили трехдневную программу из лучших своих наработок. На Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета прозвучало одно из лучших произведений Генделя — псалом «Dixit Dominus» для хора и оркестра, опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней», «Реквием» Моцарта, а также гала из арий барочных опер. В фойе театра состоялся редчайший концерт пианиста-затворника Антона Батагова, который, разочаровавшись в публике, перестал давать концерты еще 15 лет назад. Правда, в последние годы сделал два исключения — для Новосибирска и Сиэтла. Послушать партиты Баха в его исполнении, по слухам, приехали меломаны из Москвы и Европы, но убедиться в этом журналистам не представилось никакой возможности. Прессу на музыкальный вечер при свечах, увы, не пригласили. Концерты на большой сцене оказались доступны и востребованы новосибирским зрителем. Высокий исполнительский уровень, чистота звучания, неакадемический драйв, интереснейшая трактовка барочных шедевров и честный фанатизм сделали каждое фестивальное произведение незабываемым, хотя иногда казалось, что происходящее на сцене делается скорее для себя, нежели для зрителей, — столь высока была степень увлеченности музыкантов. Исполнители получали от концерта какое-то немыслимое удовольствие и с легкостью дарили номера на бис. Так, всем пришедшим на заключительный вечер фестиваля MusicAeterna удалось в очередной раз убедиться в запредельной энергетике Симоны Кермес, умеющей сообщать старинному искусству «роковый драйв», и впервые услышать поющего дирижера Теодора Курентзиса. Главный маэстро НГАТОиБ оказался едва ли не идеальным примером характерного исполнителя комической оперы. Дебютировав в комической опере Моцарта «Cosi fan tutte», г-н Курентзис окончательно стряхнул вековую пыль с главных театральных подмостков Сибири. И если на его зов в ту же минуту не откликнулся сам Вольфганг Амадей, то это было чистой воды недоразумением. Будь у Моцарта такая возможность, он непременно бы вышел на поклон.
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь» |
01.03.2010
|
Статья интересная, а заголовок нет! |
|
|
|
|
|
|