|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Музыка >> |
Александр Жагоров: «Эстрада захватила меня с пелёнок...» |
Руководителю известного новосибирского эстрадного ансамбля «Ретро» аккордеонисту Александру Жагорову исполнилось 70 лет.
26.02.2010 Категория: Музыка |
В специальном представлении ансамбль «Ретро» не нуждается. Его музыканты — обязательные участники всех знаковых для города событий. Летом каждое воскресенье ансамбль можно слышать в Первомайском сквере неподалеку от фонтана, зимой — в фойе ДК имени Октябрьской революции... Когда среди государственных забот удаётся выкроить время, к солистам ансамбля присоединяется губернатор Виктор Толоконский. Не случайно в народе «Ретро» зовут «губернаторским» ансамблем.
При создании коллектива, говорит Алексндр Жагоров, никаких сомнений, какую музыку играть и как называться, не было. Сразу решили, что это будет «старая музыка для взрослых людей». Люди всегда будут неравнодушны к песням, которые звучали в годы их молодости. Когда они встречались, влюблялись и танцевали в парках под оркестры.
Музыкальную историю нашего города в ее эстрадном преломлении Жагоров знает как никто другой. Он сам во многом делал эту историю — и как непосредственный участник, и как организатор. Об этом и состоялся наш разговор накануне юбилея.
А началась его «музыка» с маленького аккордеона, который привез внуку из Германии с войны дед. Был этот аккордеон итальянской фирмы «Галотта» на восемь клавиш. А юному музыканту на тот момент было всего от роду пять лет.
Был такой случай...
Несмотря на свой юный возраст, уже через полтора месяца Саша резво играл на слух все самые популярные в те времена мелодии, которые неслись из круглых репродукторов, которые имелись во всех домах. Страна, победившая в войне, хотела нормальной мирной жизни и свято верила, что теперь все будет хорошо. Его первые музыкальные программы состояли из песен репертуара Руслановой, Утесова, Козина... Очень скоро в репертуаре появились и военные песни:
— Военные песни тогда захлестнули всю нашу страну, — вспоминает он. — «Темная ночь», «Скромненький синий платочек», «Катюша», «Три танкиста» — казалось, что ничего лучше и быть не может. Культура и общение были тогда иными, чем сегодня. Какими бы нищими мы ни были, как бы плохо ни жили, но ритуалы праздничные у всех соблюдались всегда...
Свадьбы в первые послевоенные годы игрались практически каждый день.
— Моя бабушка Галина Кузьмовна оказалась прирожденным импресарио. Она водила меня по дням рождения и свадьбам. Мы были нарасхват. Все мои недели были расписаны буквально по минутам.
Свадьбы давали возможность не голодать в голодное время, но были там и свои «но»...
— Баянистам, как известно, еще и наливали. И мне очень понравилась брага, которая к тому же была еще и сладкой. Я наловчился отливать ее в баночку или в стакан, прятал и потихоньку тянул весь вечер. Но когда однажды я заявился домой в стельку пьяный, мама прекратила все это весьма радикально — она высекла меня так, что потом целую неделю бабушке пришлось лечить мне рубцы на спине травами. Кормили меня в ту неделю, однако, как никогда, и я был счастлив. Но с семи лет пить я бросил (смеется). Теперь если и могу выпить, то очень немного: грамм сто—сто пятьдесят, ну, бутылку пива от силы...
«Без музыки я никуда...»
Когда в десять лет встал вопрос о музыкальной школе, то с выбором инструмента все решилось однозначно. Он, конечно, мечтал о фортепиано. Но фортепиано стоило дорого и было семье не по карману. И его отдали в класс скрипки. Учился он в знаменитой музыкальной школе № 1, которую в свое время кончали Александр Зацепин, Георгий Иванов и другие известные в городе музыканты. Потом он закончил по классу скрипки музыкальное училище и поступил в консерваторию...
В 18 лет будущий руководитель «Ретро» уже играл в цирковом оркестре. Цирк-шапито располагался напротив театра «Красный факел». И его популярность в городе была поистине колоссальной. В городе тогда перебывали все блестящие цирковые актеры, включая знаменитых клоунов Карандаша и Бориса Бергмана. У нас проходили стажировку Юрий Никулин и Леонид Енгибаров. Из оркестровой арки было видно все, что происходило на арене. И это было настоящее окно в большой мир. Хотя жизнь циркового музыканта вовсе не была простой. Летом крыша шапито раскалялась от жары настолько, что музыкантам приходилось приносить с собой кастрюли и тазики, они заполняли их холодной водой и ставили туда ноги. По воскресеньям цирковые представления давались по три раза в день.
— Я прошел там хорошую школу. Заработок был небольшой, но работа интересная...
Хорошую школу он прошел, и когда играл в кинотеатрах перед сеансами и потом в ресторанах.
— Люди эстрады во многом опережали свое время. Мы старались исполнять не только то, что официально было разрешено и было в репертуарах всех ансамблей. Если появлялась свеженькая песенка, то мы пытались ее тут же запомнить. Помню, в середине 50-х к нам приезжал Гуальтиеро Мизиано. Концерт был в Центральном парке. Это была главная музыкальная площадка города. Там стояли «ракушка» и скамейки, дальше — танцевальная площадка. Афиши висели по всему городу. Попасть на концерт было невозможно. Парк был обнесен высоким забором, но мы, пацаны, через него перелезали и висели на деревьях. Гуальтиеро, помню, выкатили на тележке. Голос у него был красивый, и песни он пел хорошие. Особенно понравилась «Два сольди». Ее потом крутили везде, где только можно: в «Пионере», в «Победе», в ресторанах. Ее пела вся страна.
У Александра Жагорова всегда была феноменальная музыкальная память. Стоило ему хотя бы однажды услышать мелодию, и он запоминал ее навсегда. Он и сегодня хорошо помнит то, что играл когда-то 50 лет назад! При этом обычная память, говорит музыкант, у него обыкновенная, и стихи он запоминает плохо.
«Жизнь только кажется долгой»...
Пятидесятые годы сменялись шестидесятыми, шестидесятые — семидесятыми-восьмидесятыми. Твист — шейком. На смену одним эстрадным кумирам приходили другие...
За эти годы он успел поработать в городском Доме творчества, в музыкальной школе Искитима, в областном управлении культуры, занимал должность заместителя председателя Хорового общества Новосибирской области, возглавлял музыкальный фонд Союза композиторов. По каждой странице его творческой биографии можно писать отдельную книгу. Очень скоро стало очевидно, что он соединяет в себе черты, которые достаточно редко сочетаются в людях творческих: талант музыканта и талант руководителя. И это в его судьбе многое определило.
— Никогда в жизни я не делал то, что я не могу и не хочу, я занимался лишь тем, что мне нравилось, — говорит он. — Я очень счастливый человек.
Хоровое общество, где он проработал десять лет, в то время было организацией очень солидной. Хоры создавались везде. Достаточно вспомнить «Ваталинку»; Сузунский хор, которым руководил Геннадий Заволокин, Ордынский хор... Своими хорами славились клубы железнодорожников и им. Станиславского. А вузовские хоры! Номером первым среди них, безусловно, был хор НЭТИ... Председателем Хорового общества при Жагорове был сначала Евгений Горбенко — главный хормейстер оперного театра, специалист еще царской школы, интеллигент с большой буквы, потом Борис Певзнер — тоже феноменальный организатор и феноменальный мастер.
— Мне вообще в жизни очень везло на людей, — говорит он.
В институте Сибгипротранс, где он десять лет возглавлял самодеятельность, судьба, например, свела с легендарным Али Алиджановым. А на гитаре там играл Валерий Бродский — будущий глава департамента культуры...
В Союзе композиторов пришлось работать бок о бок с Аскольдом Муровым. Познакомились они, когда Мурову было 25, а Жагорову — 15. Муров руководил в старом клубе железнодорожников эстрадным оркестром, а Жагоров три года играл у него на скрипке...
А как создавался симфонический оркестр Арнольда Каца! И каким триумфальным было его первое выступление!
— И хотя классику я не очень люблю, я всегда был предан эстраде, которая захватила меня с пеленок, на том концерте я в полной мере ощутил все величие момента и понял, что Кац сделал из наших музыкантов великих артистов.
Как будто вчера это было! Неужели с тех пор минуло более полувека!
— Жизнь только кажется долгой. На самом деле она короткая, — философствует музыкант. — И я сейчас это осознаю. Когда мне было 35, 40, даже 50, казалось, что 70 — это очень далеко, и мне никогда до этого не дожить. На самом деле все быстротечно — дни, часы, минуты, мгновения.
Ретро — навсегда...
Идея создания ансамбля «Ретро» возникла в самом сложном для страны 91-м году.
— Я тогда приехал из отпуска. Была осень. Новосибирск был абсолютно черным городом. Освещение, даже на центральном проспекте, отключали в десять часов. В подъездах выкручивали лампочки. Магазины стояли пустые. Грустный пейзаж, и в душе — пустыня. Рестораны были закрыты, ансамбли распущены. Музыканты работали грузчиками. Приличные певицы — посудомойками там же, где они прежде пели. Тогда-то мы задумали создать оркестр. И первый, кому я позвонил, был Петр Ржаницын...
Однако реально оркестр был создан только через три года. И Виктор Толоконский — тогда мэр города — сыграл в том не последнюю роль. Он помог с инструментами, костюмами, финансами. Музыканты хорошо помнят первую песню, которую он исполнил с ансамблем. Это была лирическая «Дружба», которая и стала эмблемой и флагом «Ретро». С тех пор их связывает большая дружба. Репертуар у губернатора теперь достаточно большой. Он поет песни разных лет. Среди самых любимых —«День Победы», «Как упоительны в России вечера», «Команда молодости нашей»...
Единственное, о чем сожалеет Александр Жагоров, это о том, что, наверное не очень внимательно относится к молодежной музыке. Хотя, говорит, в ней тоже есть много хорошего:
— Пройдет лет этак 20, и она тоже займет свое достойное место среди лучших мелодий. И внуки будут петь песни, которые когда-то пели их деды. Все в жизни повторяется. Ретро — это навсегда...
Все в жизни повторяется. И вновь повторится май. И у фонтана в Первомайском сквере зазвучат знакомые аккорды. И под старые мелодии закружатся в медленном вальсе не очень молодые пары:
— Это наша элита, — говорит Жагоров, — люди, которые пахали, строили, налаживали производство. На их плечи легли невыносимые сложности, но они сумели сохранить молодость души и энтузиазм. И я готов снять перед ними шляпу.
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск» |
26.02.2010
|
О эти прекрасные летние минуты когда возле краеведческого музея играет ансамбль "Ретро" и пожилые люди забывают о своем возрасте. Прикольно что губернатор выступает как эстрадный певец. В общем, празднично! |
|
|
|
|
|
|