21 декабря
2024
суббота
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Персоны >>

Андрей Шаповалов: «Новосибирский краеведческий меняет курс!»

Куда и как будет развиваться новосибирский краеведческий музей? Об этом рассказывает директор учреждения Андрей Шаповалов.

24.02.2010
Категория: Персоны

В 2009 году у Новосибирского государственного краеведческого музея дела резко пошли в гору. А именно: в музей пошли посетители. Сами. Не в составе школьной экскурсии. Действительно, пропустить такие события, как Музейная ночь, День рождения Матильды или выставку работ Сальвадора Дали и Френсиса Гойи просто невозможно. У музея даже появилась новая концепция развития. Куда и как будет развиваться краеведческий? На вопросы Тайги.инфо отвечал директор учреждения Андрей Шаповалов.

Городская усадьба Новониколаевска с конюшней и баней

– Андрей Валерьевич, расскажите, какие перемены ожидают музей?

Андрей Шаповалов:
– У музея есть три филиала: здание на Красном проспекте, на Вокзальной магистрали и на улице Ленина. Последнее - это музей «Сергей Миронович Киров в Сибири», самое проблемное место. В советское время все очень любили мемориальные музеи в память каких-нибудь героев-революционеров. Новосибирску в этом смысле не повезло: никто здесь в ссылке не был, не сидел, не погиб. Единственный революционер всесоюзного ранга в Новосибирске — Сергей Киров. Дом, где он жил, не сохранился, однако на улице Ленина, 23 нашли домик зажиточного извозчика, у которого Киров бывал. Здание 1904 года постройки — памятник регионального значения. Архитектура избушки интересна: дом двухэтажный, но один первый уровень у него находится под землей. В этом доме в 1970-х годах и создали музей Кирова.

Экспозиция, конечно, была притянута за уши. Предметов, связанных с жизнью Кирова, в городе нет никаких, поэтому музей воссоздал интерьер того времени, развесил по стенам фотографии Кирова и копии документов. Во дворе посадили елочки и липы, в центре двора поставили памятник Кирову. Сейчас эта территория используется плохо. Посещаемость музея крайне низкая (20-40 человек в месяц), потому что там крайне низкая пропускная способность, да и экспозиция очень маленькая. Это притом, что в выходной день в два другие наши здания приходят до тысячи человек. Честно говоря, музей Кирова — не то место, куда можно специально зайти — только проходя мимо, либо по особому интересу к быту Новониколаевска и жизни Кирова. Это не значит, что такой музей не нужен. Я глубоко убежден, что если историческая память в каком-то виде создана, лучше ее сохранить, чем уничтожить. Тем более, что сам дом является памятником. Все же сейчас ни нам, ни городским властям концепция этого музея не ясна.

– Какую же концепцию вы предлагаете реализовать?

Андрей Шаповалов:
– Мы хотим перепрофилировать музей: отказаться от Сергея Мироновича Кирова как от идеи и создать городскую усадьбу Новониколаевска с надворными постройками. Тем более, что сохранились фотографии этой усадьбы — с сараями, дровяными складами, конюшней, баней, туалетом. То, что мы хотим сделать похоже на концепцию музея-заповедника «Шушенское» в Красноярском крае. Памятник Кирову и деревья мы не тронем, все постройки будут расположены по периметру двора.

– Баня будет настоящая?

Андрей Шаповалов:
– Да, но париться там никто не будет. Это будет баня для показа, с соответствующим интерьером. Сегодня уже растет поколение, которое не очень представляет себе, что такое русская деревенская баня. Многие видят ее сауной с тремя отделениями и бассейном.

– А конюшня будет с лошадьми?

Андрей Шаповалов:
– Все хотят с лошадьми (смеется)! На самом деле, конструкция и внешний вид конюшни будет этнографичный, а внутри мы хотим сделать харчевню, музейное кафе. Идея такова: человек должен прийти в музей, узнать что-то новое, а заодно приятно провести время. Посмотреть на двор Новониколаевска, съесть блины, выпить сбитень — разве это не хорошо? Кроме того, во дворе будут проводиться специальные мероприятия: конкурс детской снежной скульптуры, этнические фестивали концерты и т.д.

– Место в центре города вас не смущает?

Андрей Шаповалов:
– В центре города зеленый и условно тихий двор — это находка. Таких маленьких музеев под открытым небом в городах практически нет! Важно, что рядом расположена гостиница «Сибирь», поэтому половина ее посетителей будут видеть этот музей из окна. Возможно, это изменит у гостей города впечатление от серого Новосибирска. Обычно деловой турист видит только театр оперы и балета, вокзал и кабак, куда его сводили партнеры.

- Какие трудности на пути воплощения идеи музея под открытым небом вы предвидите?

Андрей Шаповалов:
– Концепцию музея в таком виде я еще никому не изложил, она еще не утверждена. Музейное сообщество ее приняло, но теперь нужно одобрение департамента культуры области и наших властей. Думаю, этот проект стоит вынести на специальный совет по культурному наследию при губернаторе.

Многие считают, что такой музей нужен, но не в центре, а где-нибудь подальше. Я понимаю, что в центре города земля дорогая и использовать ее как попало (с точки зрения городского бизнеса музей — это и есть «как попало») нельзя. Если бы сегодня из здания выгнали музей — уже завтра здесь обосновался бы бизнес. Однако пока земля принадлежит области (площадь дома — 42 кв. м, двора — около 13 соток), музей ей владеет на условиях бессрочного пользования, стоит развиваться в культурном направлении.

Некоторые архитекторы думают, что музей не подойдет к облику улицы Ленина. Кто-то сомневается, нужно ли это горожанам. Мне бы тоже хотелось услышать от людей какое-то мнение по этому поводу.

– По оптимистическим прогнозам, когда откроется усадьба для посетителей?

Андрей Шаповалов:
– Если бы нам в апреле дали добро, до мая мы бы прошли все согласования, к осени вчерне все было бы уже построено, а летом 2011 года работало. Конструкции типа конюшни, бани делаются очень быстро при наличии финансирования. Я думаю, 8-10 миллионов рублей — это максимум, который может понадобиться. И это не такие большие деньги. В принципе, за два года музей и своими силами сможет справиться.

Главное, чтобы разрешили. Я не сторонник того, чтобы клянчить субсидии из областного бюджета. Конечно, я попрошу, но если не дадут, я не обижусь.

Подземная галерея в 2013 году

– Что будет со зданием на Красном проспекте?

Андрей Шаповалов:
– В ближайшие годы планируется реставрация и реконструкция в здании торгового корпуса, куда музей переехал в 1982 году. В рамках плановой реставрации уже начались работы по западному фасаду, для музея на заводе изготавливаются новые окна. Мы хотим вернуть зданию былой вид: перенести главный вход в центр здания, восстановить башенку. В связи с конструктивными изменениями трансформируется и внутреннее устройство музея: переедут экспозиционные залы, появится новая историческая экспозиция, колонный зал станет многоцелевым. Под музейные нужды будет приспособлен и подвал, который сейчас забит трубами. Если удастся правильно подвести к зданию трубы отопления, инженерные коммуникации займут не треть подвала, а одну маленькую комнату.

Если все сложится удачно, реконструкция завершится к 2013 году. На реставрационные и строительные работы деньги выделяют из областного и федерального бюджета.

Центр современного искусства: детям — мороженое, бабам — цветы

– Как изменится отдел природы на Вокзальной магистрали?

Андрей Шаповалов:
- В здание на Вокзальной магистрали, 11 отдел природы краеведческого музея переехал в 1970-х годах. Там тоже долгое время не было ремонта, поэтому все выглядит довольно обшарпанно. Жильцы сверху нас постоянно затапливают, и не по своей вине: трубы гнилые. Все ломается, течет, постоянная беда с теплом и светом. Музейные экспозиции тоже устарели. Например, если разобрать витрину, то собрать ее заново уже будет невозможно. Помимо ремонта в этом филиале нужно сделать новую природную экспозицию с новым расположением и новой концепцией.

– А чем плоха прежняя?

Андрей Шаповалов:
– Концепция 1970-х была типично краеведческая: введение в природу Новосибирской области, ландшафты, флора, фауна области и т. д. Если раньше мы ориентировались на показ стандартных процессов, то сейчас постараемся показать наши изюминки, то есть будем ориентироваться на коллекционный показ. Мы сделаем экспозицию более научной и понятной. Например, когда вам говорят, что в Новосибирской области живет волк, лисица, заяц, куница, соболь и т. д., это просто непонятный набор известных животных. Другое дело, когда вам покажут в одной витрине семейство куньих: ласку, куницу, соболя, колонка. Человеку станет сразу понятно, почему они куньи, что их объединяет в одно семейство.

Если раньше палеонтология ограничивалась четвертичным периодом (мы показывали мамонтиху Матильду и несколько других косточек), то сейчас мы выделим громадный зал под экспонаты от 60 миллионов лет назад до современной геологической эпохи — голоцена.

Знаете, какой музейный проект в 2009 году стал самым успешным? «День рождения Матильды»! Сделанный нашими руками с нашими экспонатами, он привлек больше всего посетителей (в два с половиной раза увеличилась посещаемость отдела природы), вызвал большой имиджевый отклик, принес финансовую выгоду (дальше больше, чем выставка графики Гойи и Дали). Несомненно, часть этой палеонтологической выставки мы включим в постоянную экспозицию.

Еще одна наша изюминка — коллекция камня и полезных ископаемых, которая не хуже коллекции музея геологии, куда так любят ездить гости города. Она настолько интересная, что для меня удивительно, почему мы ее не выставляли в полном объеме раньше.

Кроме того, мы хотим сделать этот филиал многоцелевым, прибавив к музею природы центр современного искусства. Это будет совместный проект с галереей «Старый город». Возможно, в будущем центр перестанет быть филиалом музея, а станет отдельной организацией с другим помещением.

– Я так понимаю, что идея родилась после выставки «Смотри! Как мы сделали искусство 2000-х»?

Андрей Шаповалов:
– В нашем городе так: хорошая мысль витает в воздухе и тот будет молодец, кто ее осуществит в реальности. Конечно, уши растут от выставки «Смотри!», но, в принципе, об этом говорили многие. Первый ее озвучил художник Иван Дыркин еще 10 лет назад, остальные подхватили и стали понимать по-своему.

Мы разобьем здание почти пополам и сделаем новый вход: налево — музей природы, направо — центр современного искусства. Я очень надеюсь, что к сентябрю мы откроем первую выставку. Постоянной экспозиции в центре не будет, но ожидается смена двух-четырех крупных выставок в год.

Хорошая маркетинговая связка — совместить отдел природы и центр актуального искусства. Это поможет нам отойти от концепции приведенного посетителя в целом. Несчастные школьники, которых приводят экскурсоводы, пришли в музей не потому, что они хотят, а потому, что так положено. Дети вроде бы радуются, но потом с 15 до 25 лет их в музей не затащишь. «Мы уже были, там ничего не изменилось», — считают они. В результате, это потерянные для музея люди, которых вернуть очень трудно. На самом деле, дети любят все делать не с классом, а с родителями. Я считаю, что если мальчик в 10 лет ходил в музей с папой и мамой, и ему понравилось, то в 15 он уже придет туда со своей девушкой, как раз в Центр современного искусства.

– Стоит ли детям показывать неоднозначное творчество современных художников, которое не всегда понятно и взрослым?

Андрей Шаповалов:
– Водить или нет детей на выставки современного искусства — дело не мое и не учителей, а родителей. Я глубоко убежден, что воспитанием детей должны заниматься родители, и не перекладывать эту ответственность на других. С одной стороны, современных детей мало что может шокировать, с другой — детям необязательно туда ходить. Ребята могут идти на природную экспозицию, а родители — на художественную. «Бабам — цветы, детям — мороженое» — это нормальный подход. Чем раньше мы будем приучать детей к многообразию культуры, тем глубже они будут ее понимать, тем больше будут ментально раскованными, тем меньше у них будет потом социальных проблем. Посещение рискованных выставок с родителями — это очень хороший способ борьбы с проблемой отцов и детей и проблемой переходного возраста. Поверьте, в современном искусстве заложен большой воспитательный потенциал.

– Какие планы у музея на ближайшие 5-10 лет?

Андрей Шаповалов:
– В перспективе на 5-7 лет нам нужен центр хранения. Музею очень необходимо отдельное здание, где можно правильно и комфортно хранить свои фонды, а также разместить реставрационные мастерские для сибирских музеев. У нас есть хорошие кадры, хорошее оборудование, но пока наши мастерские не успевают обрабатывать даже собственные фонды. А что делать музеям Барабинска или Куйбышева? Даже если у них гниют экспонаты, им никто не поможет! Ближайшие реставрационные мастерские — в Омске (по дереву), в Томске (по бумаге), все остальное — в Ханты-Мансийске, Екатеринбурге. Пока даже мы не можем помочь, а хотелось бы.

Сейчас у нас около 700 кв. м занимает хранилище, в котором находится 213 тысяч единиц, 150 кв. м — реставрационные мастерские. Представьте, в год мы комплектуем около полутора тысяч новых единиц. Мне пришлось даже ввести драконовские ограничения на расширение коллекции. Например, мы крупного ничего не берем, так как нам просто некуда это поставить. Названные площади музею нужно минимум утроить! Это требуется уже сегодня, а нужно думать о перспективе.

Беседовала Алина Хабирова,
http://tayga.info/
24.02.2010

1. евгений | 21.01.2015 08:10
Там где была конюшня конюшню и сделайте. С лошадьми. Трапезная в месте конюшни это насмешка над людьми - от неё следует отказаться.

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

22.12 - День Энергетика
1.01 - Новый Год
7.01 - Рождество Христово
13.01 - День Российской Печати
25.01 - День Студента
8.02 - День Российской Науки
14.02 - День Святого Валентина

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.