|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Кино >> |
Женщина глазами мужчины |
Полнометражный художественный фильм «Идиотка», который Сергей Афанасьев снял в Новосибирске, показали в кинотеатре «Победа».
10.02.2010 Категория: Кино |
«Вряд ли кто-то в реальной жизни совершает цепь таких бездумных поступков, как наша героиня. Мы сняли картину, которая пытается материализовать воображение женщины, попавшей в затруднительные обстоятельства», – говорит о фильме его режиссер, сценарист и продюсер Сергей Афанасьев. Известный театральный деятель Новосибирска, руководитель Городского драматического театра спустя почти 20 лет после дебюта в качестве кинорежиссера с фильмом «Стерва», представил на закрытом показе в кинотеатре «Победа» новую ленту с не менее кричащим названием «Идиотка».
Ольга Цинк, заслуженная артистка России, исполняет главную роль. Ее героиня, Ольга – не обычная женщина. Это женщина глазами мужчины. Нелепая, эксцентричная, импульсивная, не поддающаяся логике.
Без лишних объяснений и дознаний она избивает секретаршу (Юлия Миллер) своего умершего мужа Жени (Александр Баргман). Новую. Невиновную. А не ту, что залюбила его до смерти и сбежала к матери в деревню. Во время очередных любовных утех в гостинице со своей молоденькой секретаршей Дашей (Дарья Зырянова) сердце у Жени, которому едва ли за сорок, остановилось. Если бы не смерть, жена, видимо, никогда бы и не узнала об изменах. Она мысленно переносится в 19 век и убивает любовницу благоверного на дуэли. Брат (Павел Поляков) – один из секундантов. Пистолеты. Красная кровь на белом снегу.
В реальности же Ольга до убийства дело не доводит, ограничившись спланированным изнасилованием. Ольга безжалостно, с непоколебимостью и неистовством мстит любовнице мужа, заставляя рассказать и показать, «как у них это было». Очень жестко. По-мужски. Она словно обезумела от горя. Без эмоций на лице, без всяких объяснений Ольга срывает картины со стен художественной галереи, владелицей которой она является, и топчет их каблуками. Пытается совершить самоубийство, наглотавшись таблеток. Безысходно. Очень по-женски.
Ей постоянно является призрак мужа, по которому она тоскует, но которого ненавидит за измену. Причем, кажется, в ней больше ненависти, чем тоски, как это ни цинично. Павел – братец-милиционер – помогает Ольге в поисках женщины, в чьих объятиях умер Женя. Находит целое досье на нее. И Ольга хладнокровно сразу после того, как мужа не стало, начинает охоту. Никакого траура она не носит, но зато почти постоянно плачет – как только слез хватает, позволяет себе сидеть и рыдать на газоне в центре города. Это слезы не скорби, а обиды, непонимания: «Почему она?». Ну, одним словом – идиотка. Каких поискать.
Но не только к главной героине применимо это определение. И другие женские образы в фильме настолько противоречивы, что после множества обреченных на провал попыток их понять мужчины скажут: «Идиотки». Наверное, сгоряча они часто так нас называют. И если не вслух, то, по крайней мере, про себя. То, что в фильме представлен именно мужской взгляд на женщин, подтвердил Сергей Афанасьев: «Основной зритель картины – это мужчина от 30 до 50 лет, который находится в той фазе, когда ему хочется разгадать женскую душу, залезть в тайники ее подсознания и посмотреть что же там творится. Интересно фильм будет посмотреть и женщинам, просто для того, чтобы сравнить то, что у них на самом деле происходит в душе в подобной ситуации и то, что они видят на экране».
Мир женщин, сильных на виду и слабых наедине с собой, звучит в картине песнями Земфиры, «Морального кодекса», «Вероны», Чижа&Co. Эти выученные еще в молодости композиции, лишенные гламура, подтверждают, что фильм не попсовый. Это качественное серьезное кино. И снято оно в Новосибирске – на родных улицах и площадях, в знакомых зданиях. Узнавание своего, близкого, возможность посмотреть со стороны на привычное особым образом располагает к картине.
Это художественный фильм в буквальном смысле. В нем есть место не только сюжету, но и графическим приемам, монтажным эффектам, сближающим «Идиотку» с артхаусом. Много в фильме и театральных ходов, самый яркий из которых – это замедление времени. Героиня долго сидит и смотрит в одну точку. Поезд долго уезжает с вокзала. Очень долго. Долго летит в небе голубь. Все это, безусловно, создает особое эмоциональное состояние, но оно лучше бы сработало на сцене, чем на экране, потому что кино так или иначе связывает нас законами восприятия, которые предполагают определенную динамику действия. Также театр позволяет соединить самые несовместимые по стилю вещи, любая странность там становится оправданной самим таинством актерского воплощения и режиссерского замысла. В кино же все должно быть более взаимосвязано и объяснимо. Так, например, персонаж похитителя-насильника (Андрей Кислицын), нанятого Ольгой для мести любовнице мужа, судя по профессии, должен быть отталкивающим. Но когда мы видим, что насильник появляется в амплуа мима, тем более этот мим знаком публике, становится скорее забавно, чем жутко, и происходящее превращается в фарс. Бровь вопросительно ползет вверх, и не понимаешь, что хотели этим сказать, какую эмоцию вызвать у зрителя?
Также неуместно долго поет в Театре Оперы и Балета Юрий Комов в эпизоде, когда главная героиня, гуляя по городу, заходит в зал Оперного во время репетиции. Этот фрагмент стилистически выбивается из общего музыкального оформления фильма. И создается впечатление, что режиссер просто решил показать главную достопримечательность нашего города.
Кадры, где на площади Ленина проходит гала-концерт в рамках «Интерры», с одной стороны, тоже своеобразная кичливость, но с другой, – привязка к реальному историческому времени. И эта датировка вместе с топографической ясностью сразу делает фильм каким-то родным, реалистичным, несмотря на фантазийность сюжета и художественность приемов.
После показа Сергей Афанасьев подчеркнул, что этот фильм не претендует на признание публики, показ – это, скорее, акция, демонстрирующая, что в Новосибирске таки можно, а значит и нужно снимать игровое кино.
Татьяна Настина
Читать по теме: «Идиотка» в глухомани |
10.02.2010
|
"Идиотку" опять показали в "Синеме" но на этот раз бес сбоев. Необычный фильм но как-то за женский полд обидно. |
Говорят, что, возможно, фильм запустят в "Победе" как фестивальное кино. |
А почему показ-то закрытый? Пишут уже целый год об этом фильме, а простому зрителю что, облизыватся? Для кого сняли? Для рекламы афанасьева? Или чтобы мы тоже смотрели? |
|