|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Театр >> |
Оперное царство Снежной королевы |
Премьера детской оперы «История Кая и Герды» по мотивам известной сказки Андерсена «Снежная королева» на музыку Сергея Баневича состоялась в НГАТОиБ.
03.01.2010 Категория: Театр |
Черная сцена, страшные тролли, живописные уродцы Питера Брейгеля... Так начинается спектакль «История Кая и Герды», созданный в Новосибирском театре оперы и балета на основе оперы Сергея Баневича. Свою новогоднюю историю композитор написал около тридцати лет назад по мотивам известной сказки Андерсена «Снежная королева».
В сложившейся системе детских спектаклей, где почти каждое новое творение с точки зрения профессионализма и качества находится за пределами добра и зла, новый спектакль новосибирской оперы славен уже тем, что пытается преодолеть существующее безразличие детских «художников» к маленьким зрителям. Кажется, что творческая команда, которая работала над оперой Баневича, лишена «черного» знания общероссийского культурного контекста, где утренники выдаются за полноценные спектакли, а под расхожим выражением «играть как для взрослых, только лучше» скрывается самый настоящий пофигизм — и по отношению к детям, и по отношению к искусству как таковому.
Опера «История Кая и Герды» — попытка честного детского театра, предпринятая профессионалами. Дирижер Евгений Волынский, режиссер Алексей Степанюк, хормейстер Вячеслав Подъельский, художник Игорь Гриневич, художник по свету Евгений Ганзбург создали спектакль, который серьезно укрепляет позиции театра для детей в Новосибирске. И в этом смысле здесь не столько важны недостатки, которые уже вряд ли можно исправить в условиях театрального конвейера, сколько эта самая попытка сделать качественное музыкальное зрелище для семейного просмотра.
Главный герой успеха — художник Игорь Гриневич, которому удалось создать целостный визуальный образ, позволивший спектаклю скрыть некоторые режиссерско–постановочные просчеты. Именно Гриневич создает на сцене чарующую сказку, яркую картинку снежного царства и тех самых привлекательных троллей, которые первые десять минут настойчиво пугают и восхищают маленьких зрителей, а еще раньше — «поселяются» на театральной афише. Место действия часто меняется, и каждому пространству здесь найден достойный волшебно–сценический эквивалент. Как этим воспользовался режиссер Алексей Степанюк — другой вопрос, но именно образный мир Гриневича во многом позволяет отнестись к новой опере как к честной и профессиональной работе для детей и взрослых.
Несмотря на видимое режиссерское сближение сюжета и формы оперы с мелодраматическим мюзиклом, отчасти заложенное в партитуре, не сдали своих позиций и музыканты. «История Кая и Герды», вопреки многим факторам, остается оперой, которая, кроме новогодних радостей, учит детей воспринимать сложный музыкальный язык. Казалось бы, еще чуть–чуть, и сказка превратится в мелодраму, а ее герои — в смазливых влюбленных из подросткового сериала (поцелуи Кая и Герды здесь далеки от братских). Но, к счастью, этого не происходит.
Конечно, на полях остается желание отточенных сольных партий и более гармоничной режиссерской концепции, избавленной от многочисленных постановочных штампов, которые сложно приписать по ведомству «оперных клише». К тому же странно, что о троллях, завязавших интригу, забывают к концу второго акта, а история с видеопроекциями работ Брейгеля не получает смыслового продолжения.
Конечно, на поверхности лежит желание, чтобы хореографические вставки в подобного рода спектаклях, раз уж они заявлены, представляли балет как самостоятельное действующее лицо, со своими не лишенными смысла задачами. А так — движущийся фон, более или менее удачная атмосферная подтанцовка, карнавал упущенных возможностей. Притом что возможности балета в организации хотя бы внешнего действия «Снежной королевы» более чем очевидны.
Все премьерные «блошки» нового спектакля в театре знают и понимают. На пресс–конференции, посвященной в том числе и премьере «Истории Кая и Герды», директор театра Руслан Ефремов заявил, что в Новосибирской опере готовы к критике, но верят в безусловный зрительский успех нового спектакля. И он, конечно, обеспечен. Редкий спектакль для детей, при общем дефиците качественного зрелища, остается в Новосибирске без кассы. Но за этот спектакль театру стыдно не будет: здесь сделали многое, чтобы преодолеть устойчивое общероссийское отношение профессионалов к спектаклям для маленького зрителя.
Степан Звездин,
http://izsibiri.ru/ |
03.01.2010
|
А как вы думаете можно это смотреть 16-летней девушке? |
Оперный всегда был первым театром города, а вот детских спектаклев ему не хватало это точно. |
Помоему это очень важно, верное зделан акцент: "Опера «История Кая и Герды» — попытка честного детского театра, предпринятая профессионалами. Дирижер Евгений Волынский, режиссер Алексей Степанюк, хормейстер Вячеслав Подъельский, художник Игорь Гриневич, художник по свету Евгений Ганзбург создали спектакль, который серьезно укрепляет позиции театра для детей в Новосибирске. И в этом смысле здесь не столько важны недостатки, которые уже вряд ли можно исправить в условиях театрального конвейера, сколько эта самая попытка сделать качественное музыкальное зрелище для семейного просмотра". Это хорошо что появилась опера для семейного просмотра сколько можно сомтреть "Лебединое озеро". |
Если бы вы проилюстрировали матерьял фотами то он бы читался лучше а так кому нужны слепые слолва даже если критик шибко умный хотя и злой фиг ему угодишь на одну добрую статью десять желчных это можно судиь по газете "Известия". |
|
|
|
|
|
|