|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Театр >> |
Принц приехал к Золушке на велосипеде |
Опера «Золушка» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» открыла VIII Международный рождественский фестиваль искусств в Новосибирске.
04.12.2009 Категория: Театр |
Опера Джоакино Россини «Золушка» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» открыла VIII Международный рождественский фестиваль искусств в Новосибирске. Это спектакль – обладатель «Золотой маски» в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучший дирижер».
Директор Рождественского фестиваля Татьяна Людмилина назвала постановку «Золушки» героическим поступком. Ведь здание театра «Зазеркалье» находится на реконструкции, и с каждым спектаклем артистам приходится адаптироваться к новому пространству. Символично, что наш оперный тоже не так давно пережил период скитаний, и вот теперь принимает сотоварищей по «Золотой маске». Самую большую в России сцену питерцы приезжали смотреть еще летом. Трудность заключалась не в монтировке декораций – они легки и мобильны, к слову сказать, остроумны. Художник Елена Орлова придумала их в виде подвижных щитов с изображением увеличенных оригиналов россиниевской партитуры, так что музыка радует не только ухо, но и глаз. Трудность в том, чтобы не потеряться на площадке, куда, по словам руководителя «Зазеркалья» Александра Петрова (на фото), можно въезжать на танке. Однако обошлось без танков. Принц чинно восседает на огромном трехколесном велосипеде, над которым громоздится не то флюгер, не то пропеллер. Сестры уезжают на бал на осле, который еще и катается на колесиках по дому туда-сюда, олицетворяя, вероятно, тупость семейного уклада, над которым время от времени посмеивается Золушка.
Оперу Россини в Питере не исполняли 200 лет, в России «Золушка» имела место лишь в Екатеринбурге, и впору забыть, что от сюжета Шарля Перро по воле композитора остались рожки да ножки. Принц и слуга меняются одеждой, интрига закручивается на перевертыше, на том, что оба персонажа выдают себя за другого – почти как в «Женитьбе Фигаро». Вместо туфельки – браслет (ровно как в «Маскараде», только он не зло приносит, а совет да любовь), вместо злой мачехи – злая мафия, как выразился режиссер спектакля Александр Петров. Мафия – это, надо полагать, мужской хор, то есть полтора десятка молодцов, все сплошь его ученики. Это никакие не статисты, а корсет постановки, предстающие то как толпа разносчиков цветочных корзин, то как уличный оркестр, то как орава ушлых репортеров с блокнотами, микрофонами и камерами, налетающих на прекрасную незнакомку в роскошном белом платье, и Золушка снисходительно раздает интервью и автографы. Они дурачатся, озорничают, иногда паясничают и комикуют, один из хористов в эпизоде дождя убегает со сцены и раскрывает зонт над дирижером – очень кажется, что он мешает ему работать, но дирижер доволен.
Сестры здесь – стервозные модницы, озабоченные фигурой. Они занимаются аэробикой у станка, крутят обруч и тут же бросаются измерять себе талию, срывая зло, нажитое от ненавистных сантиметров, понятно, на своей служанке. Но Золушка – далеко не кроткая овечка, покорно опускающая глазки при каждом наезде. Это вполне самодостаточная личность, ироничная, насмешливая – пока не встречает Принца, разумеется. «У нас – театр, где поют, играя», – говорил Александр Петров в одном из интервью; в «Золушке» артистам есть что поиграть.
Никакого налета академизма в этой опере нет и не может быть. Комический Россини предстал во всей красе. Главное достоинство питерского спектакля – его игровое начало и юмор, коим спектакль пропитан, как торт кремом, появляющийся в финале бала. Людмила Шахова, исполнительница роли старшей сестры, накануне спектакля поделилась с журналистами, что, начиная репетировать, не может сдержать улыбку, что для нее работа здесь – как бокал шампанского. Целью создателей «Золушки» и было вызвать у зрителей не глубокомыслие, а совсем наоборот. Может, такой настрой несколько отвлекает их от вокала, который взыскательные критики приравнивают к самодеятельности (за исключением арий принца Рамиро), отмечают трудность преодоления фиоритур, а музыкальную ткань спектакля считают тяжеловесной. Иногда хочется слушать просто Россини, без голоса, но вместо этого иногда звучит голос без Россини. Когда композитор отдыхает, включается речитатив. Он не имеет никакого отношения к либреттисту Якопо Ферретти – русский текст сочинили режиссер и дирижер. Порой он звучит как пародия – то ли на оперу, то ли на нашу бытовую речь. Гэги питерского розлива не блещут интеллектуальным остроумием, но принимаются на «ура!»: «Что ж, недурно тусимся. Креативно». Есть и более соленые высказывания: «Уж не на мне ли ты собрался жениться?» – пугается папаша тот, который вместо мачехи), когда слуга, все еще выдающий себя за Принца, принимается, извините, поглаживать его по ноге. Здесь и возникает вопрос, для кого предназначена опера, поставленная в детском театре. Александр Петров отвечает на него вполне определенно: «Фильм "Золушка", в котором играла еще Жеймо, тоже был для взрослых».
Детские театры у нас давно перестали быть тюзами. И если в их репертуарах появляются спектакли для семейного просмотра, то почему бы не пойти дальше – создавать постановки только для взрослых. Шутки-прибаутки про встречу в спальне, про сексуальный рот и прочие взрослые шалости (в речитативе) предназначены уж явно не для малышей. Хотя таковые в зале были. Одна очаровательная кроха настойчиво допытывалась у папы, где мачеха и где фея. И злой ли отчим. И хороший ли дяденька, похожий на старика Хоттабыча. А тарелка, которая разбилась, – пластмассовая? К концу спектакля вопросы иссякли – она довольно хихикала и даже похрюкивала от удовольствия.
Зрители хлопали стоя, но непродолжительно. Возможно, они подустали за три действия, длившихся три с лишним часа. Или же торопились на автобус. Низкий поклон гардеробщицам – не успеешь нашарить в сумке номерок, а очередь уже подошла.
Яна Колесинская |
04.12.2009
|
Вот про кризис. Посмотришь вокруг - люди по ресторанам сидят, пиво пьют, огромные телеги из супермаркетов выгружают, опять же на попсу ходят. ну прелесть. А вот на театр денег нет. Конечно! Надо же тратить на насущное - на пиво. Да на пиротехнику к Новоу году. На корпоративы, где половина продуктов остается поварам. Не надо про кризис, умоляю! |
В кризис людям не на что ходить на спектакли, только отсюда мы о них и узнаем, а если бы и не инет, то никто бы о спектаклях ничего и не знал и интересоваться ими времени нет, выживать надо |
Спасибо автору статьи, что и про гардеробщиц не забыл. А то ведь никому это в голову не приходит. Воистину театр начинается с вешалки. И кончается ею же - до следующего раза. |
А вот чуть выше читайте о спекаткле "Похороните меня за пинтусом". Если кто смотрел, поделитесь мнением! |
"Золушку" мне посмотреть не удалось но в разгаре фестиваль идут другие спектакли ждем статей о них, почему написано только об опере??? |
На велосипеде не интересно, надо или на белом мерседесе, или на крайняк вообще пешком пришел:) |
Послушать их вокал всякий слух потиряеш. Спасите мои уши. А Золшка вобще верста коломенская. Принц где-то болтаетса у нее под мышкой, пузатый лилипут. Хоть бы артистов подобрали. Ни петь ни танцивать. Жалко денег на билент. |
"Золушка" не самый лучший спекаткль этого фестиваля |
реальное искусство возрождается, что безусловно радует |
Ура фестивалю! Ему кризис нипочемм!!! это радует |
|