|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Музыка >> |
Удивительная Аида поет песни советского кино |
Так в переводе с английского звучит псевдоним Аиды Эмейзинг — звезды советской эстрады Аиды Ведищевой. Давая настрольный тур по России, она выступила в Новосибирске.
28.11.2009 Категория: Музыка |
Удивительная Аида — так в переводе с английского звучит псевдоним Аида Эмейзинг, звезды советской эстрады Аиды Ведищевой. Давая настрольный тур по России, орна выступила в Новосибирске.
Лесной олень возвращается
Выйдя на сцену, она безо всяких приветственных слов и речей исполнила супершлягер начала 70-х «Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя», который ежедневно звучал на Всесоюзном радио. Публика замерла: та ли эта звонкоголосая Аида — легенда советской эстрады, которая была суперпопулярной в 60—70-е годы? Кто не помнит «Песенку о медведях» из «Кавказской пленницы»? А знаменитое танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки»? Песни эти любимы до сих пор, но мало кто знает, что исполняла их Аида Ведищева, а не Наталья Варлей и не Светлана Светличная. В 1967 году пластинка с «Песенкой о медведях» была сметена с прилавков музыкальных магазинов и разошлась семимиллионным тиражом. А девочка из Иркутска в мгновение ока стала суперпопулярной в стране.
Исполняя эту песню на концерте в Новосибирске, певица призналась, что пела ее очень осторожно, чтобы не испортить впечатление у слушателей, стараясь исполнить ее так, как она звучала когда-то, больше сорока лет назад. А сбиться было довольно легко. Дело в том, что у Аиды Ведищевой в репертуаре есть и «американский» вариант этой песенки в несколько иной аранжировке. Зрителям на концерте посчастливилось услышать и тот и другой варианты.
Аида Ведищева пела и вспоминала — свою молодость, концерты, первые шаги на эстраде.
Песня «Товарищ» стала гимном молодёжи
Оказывается, с легендарным танго из «Бриллиантовой руки» было не все так просто. Гайдай сомневался: кто бы мог его исполнить? Композитор Александр Зацепин стоял на своем: «Только Аида!» Певица вернулась с гастролей по Дальнему Востоку, и вдруг в полночь раздался звонок композитора: «Аида, мы тебя разыскиваем уже месяц. Фильм готов, и надо срочно писать песню. Приезжай на студию прямо сейчас! В пять часов утра исполнялась первая и единственная проба. Так родилось это легендарное танго «Помоги мне».
Гимном молодежи 70-х стала песня «Товарищ». Ее тоже пела Аида Ведищева. Помните: «Тебе половина и мне половина»...
— Когда-то очень давно я была на гастролях в Барнауле, — вспоминала певица. К моему музыкальному руководителю подошел молодой человек — студент медицинского института Олег Иванов — и предложил несколько своих песен: «Передайте Аиде Семеновне — может быть, она споет». Мы тогда делали по 30—40 концертов каждый месяц. И в каждом городе были такие талантливые ребята, которые хотели, чтобы пели их песни. Невозможно было изучить все, что нам давали. Иногда в поезде я просматривала стихи. Если нравились — брала себе.
Стихи Александра Прокофьева мне пришлись по душе, и песня «Товарищ» попала в мой репертуар. Приезжаю в Москву. Мои друзья с радиостанции «Юность» предложили мне поучаствовать в конкурсе к 25-летию Победы над фашистской Германией. Предложила им песню «Товарищ». На вопрос, чья это песня, честно призналась: студента медицинского института, по сути не имеющего никакого отношения к музыке. А в те времена пели только песни членов Союза композиторов. «Извините, взять не можем — не пропустят», — был ответ. Однако через пару дней звонок: «Твоя песня крутится в голове. Давай ее ставить». В результате песня заняла первое место. Я не сомневалась в этом. Стали гадать, кто же композитор. И когда узнали, что это неизвестный мальчик из Барнаула, студент медицинского института, — первая премия была моментально отменена. Дали вторую...
Песня облетела весь Советский Союз и стала гимном молодежи. Совсем недавно я была на 50-летнем (!) юбилее этого «мальчика» — известного композитора Олега Иванова — и песней «Товарищ» открывала юбилейный концерт.
Аида Ведищева познакомила новосибирских зрителей с песней «Солдатский котелок», музыку к которой написала она сама.
— Я была с гастролями на Украине, — вспоминала певица. — Один бывший солдат принес мне стихи. Понравились. Но что я с ними буду делать сегодня? Приехала домой в Лос-Анджелес, пошла к своим ветеранам.
«Ты знаешь, — сказал мне один из них, — всю жизнь помню этот солдатский котелок. Всю войну прошел с ним — пил, ел из него. Но, как ни странно, никто никогда не вспомнил о нем. Пиши, если можешь». И я написала песню «Солдатский котелок».
Зал хором пел вместе с Аидой свои любимые песни — мелодии, которые знали и помнили с самого детства. Одна только песенка «Чунга-Чанга» чего стоит!
— Ну вот, я вас немного «разогрела», познакомила с собой — с другой Аидой, старой уже. Но, тем не менее, душа осталась молодой, — как бы подвела итог первого отделения концерта Аида Ведищева.
«Русская Мэрилин Монро»
Совершенно в другом амплуа зрители увидели бывшую советскую эстрадную певицу во второй части концерта. Здесь она была уже не Аидой Ведищевой, а Аидой Эмейзинг — известной американской артисткой. Так сложилась судьба, что в 1980 году она вынуждена была вместе с матерью и сыном эмигрировать в США. Она хотела творить, экспериментировать на сцене, но рамки прежней системы не позволяли ей этого делать. Ее имя исчезло из титров кино- и мультфильмов, отменяли ее концерты, не выпускали на гастроли за границу, размагничивали пленки на радио. И Аида решилась покинуть Родину.
Ей пришлось начинать с нуля. Стопроцентная брюнетка Ведищева в Америке перекрасилась в блондинку. Позже ее называли «русской Мэрилин Монро». Она поступила в театральный колледж, стала брать уроки танцев, изучать бродвейские мюзиклы, американскую культуру. И через два года сделала свою сольную программу «Лучшее Бродвея и Голливуда» в Карнеги-Холле.
— Было очень трудно. Я делала все своими руками. Русские артисты и русские песни в Америке никому не нужны. Интересно, когда я приходила на прослушивание чтобы устроиться на работу, пела популярные американские песни. Американцы мне говорили: «Нет, нет, нет». Им это было не нужно. Это уже перепето. И тогда я запела свои песни. Так началась моя творческая деятельность в Америке.
Среди ее песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!» Певица исполняет песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
«Я воспела свободу...»
Аида Ведищева, наверное, единственная эстрадная певица из России, которая добилась безоговорочного признания в Штатах. Она создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. В 1998 году Аида поставила шоу «Мисс Свобода для нового тысячелетия». После теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шел в 2007 году на Бродвее.
— Не так давно в Карнеги-Холле у меня состоялся юбилейный концерт, посвященный десятилетию создания на сцене образа статуи Свободы. Пришло много поздравлений и от мэра, и от конгрессменов. Победила ваша Аида...
Я всегда шла против течения. Они делали одно, я — другое. Когда поёшь просто песню, она не воспринимается, а когда поёшь мюзикл, посвященный свободе — чистой свободе, моральной свободе, — это уже совсем другое.
У меня идея такова, что статуя Свободы призывает молодежь беречь, ценить, охранять свободу. Здесь — мораль, патриотизм, высокие чувства. Я воспела свободу, и есть за что — я же эмигрантка. Когда нас, эмигрантов, впервые привезли на остров, каждый воспринял это по-разному: этот великий памятник — символ свободы. Когда я увидела его, у меня дрожь пошла по всему телу. Я почувствовала, что это как-то связано со мной... Внутренний голос сказал мне: «Это как раз то, что тебе нужно». И я создала этот образ.
Аида Ведищева исполнила на концерте замечательную песню, которую она поет на русском языке в кинофильме «Преступление и наказание» по роману Достоевского. Фильм сняли американцы.
— Когда композитор написал музыку, — рассказывает Аида, — он искал русскую певицу, потому что сюжет русский, и хотелось, чтобы это было ближе к истине. И вот он нашел меня. Просил спеть и написать стихи. Я написала их на русском и английском языках. Худсовет проверил, и им больше понравился русский вариант. Героиня ждет своего возлюбленного Раскольникова, который в Сибири уже восемь лет. Она тоскует, любит, надеется...
Большое значение в жизни певицы имеет вера в Бога. Именно она помогла преодолеть ей болезнь, помогает жить и творить. Каждое утро у Аиды Ведищевой начинается с молитвы. Так появилась в ее репертуаре новая песня — «Молитва». «Давайте поблагодарим Бога за все хорошее, что было, что будет», — предложила певица. Особенно она благодарна Господу за свой талант:
«Сцена — мой музыкальный храм,
Сцена — мой воздух и бальзам.
О Боже! Я все сполна отдам
За дар бесценный...»
Первый раз после отъезда Аида Ведищева побывала в России в 1989 году на фестивале «Золотой шлягер» в Бобруйске. В тот приезд она привезла в подарок слушателям песню о Рождестве, которая прозвучала в передаче «С добрым утром!» «Мне было так странно слышать, что в России песня о Рождестве звучит по радио, телевидению. Но это было», — вспоминает Аида. Этой песней и закончился новосибирский концерт — ведь Рождество не за горами.
Людмила Кузменкина, «Вечерний Новосибирск», |
28.11.2009
|
|
|
|
|
|
|