|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Кино >> |
Любовь по-американски |
Вторым фильмом Эммануэля Бенбии стал «Нью-Йорк, я люблю тебя!». Новосибирск впервые увидел картину в кинотеатре «Победа» 30 октября.
31.10.2009 Категория: Кино |
Париж – город любви. Романтический образ этой столицы через столетия только закрепляется в сознании поколений. И ничего удивительного в том, что первое кинопризнание в любви адресовано именно Парижу. Но автор картины «Париж, я люблю тебя!» Эмманюэль Бенбии не однолюб, и поэтому вторым его фильмом стал «Нью-Йорк, я люблю тебя!». Новосибирск впервые увидел его в кинотеатре «Победа» 30 октября.
Существует мнение, что вторые части, сиквелы, ремейки – второсортный продукт, который держится только за счет фильмов-пионеров. Этому утверждению есть доказательства, но «Нью-Йорк, я люблю тебя!» не пополнит их список. Не лучше и не хуже – он просто другой. И не может быть иначе, ведь во французской и американской столицах совсем разный темп жизни, там живут разные люди с разным менталитетом. Нью-йоркская мозаика жизни динамичнее и раскованней. В Париже, как вы помните, не стоит смотреть в глаза посторонним. А в Нью-Йорке – во время перекуров на обочине, садясь в одно такси, обедая за соседними столиками кафе и просто встретившись глазами на улице, незнакомцы находят общий язык. Причем, все персонажи фильма наделены неповторяющимися ролями: любовница, отец, муж, жена, выпускник, дочь, пожилая пара, влюбленные, преподаватель, вор, художник, проститутка, продавец, писатель, композитор, хасидка, официантка-японка, танцор, оператор. Последний характер – девушка с видеокамерой – соединяет через объектив почти всех действующих лиц, доказывая, что мир действительно тесен, и даже многомиллионный «Нью-Йорк – большая деревня», как говорит один из героев картины. Именно эта девушка собирает большинство фрагментов нью-йоркского пазла, презентуя в новелле-эпилоге свой фильм на крыше дома через проекторы, тогда как в финале «Парижа…» Бенбии переплетает всего несколько эпизодов.
Несмотря на то, что каждая глава киноальманаха наделена своим настроением, они все похожи по стилю, по цветовой гамме, будто весь фильм снимал один человек, а не тринадцать. Всем режиссерам поставили одинаковые условия: длительность не более 7 минут, бюджет не более 150 000 долларов и определенное количество пленки. Смысловую часть не ограничивали, но сценарии предварительно отсматривали и корректировали. Но, видимо, не все смогли или не все захотели менять изначальную задумку. Так, Скарлетт Йоханссон выполнила свой фильм в черно-белом цвете, сделав стилизацию под Америку 70-х годов и не затронув тему любви. Но по тому, как новелла снята, видно, что это качественное авторское кино: крупные планы часов, ботинок, глаз, бутерброда с неподдельным аппетитом поглощаемого героем. Кевин Бэйкон невероятно правдоподобно сыграл удовольствие от еды, которое испытывает голодающий человек. Когда в конце эпизода герой один сидит на лавке на самом краю пирса и вокруг него только бескрайнее море, – ты чувствуешь единение со стихией и красоту одиночества.
Андрей Звягинцев – единственный русский режиссер, приглашенный для съемок «Нью-Йорка…», на полторы минуты не вписался во временной лимит новеллы. Он утверждает, что «нельзя было больше вырезать ни секунды». К тому же его эпизод представители кинокомпании посчитали «статичным и чрезмерно интеллектуальным», не обидев этим заявлением, а лишь подтвердив стиль венецианского лауреата. Андрей Звягинцев и сам отметил, что его картина «другой породы». Синяя морская цветовая гамма – события происходят на пирсе. Что действительно выбивается из концепции «Нью-Йорка…», так это главный герой – мальчик с камерой. Второй лишний. И трагичность темы расставания тоже не совпала с общим позитивным настроем картины. У Звягинцева получился полноценный короткометражный фильм с завязкой, кульминацией и развязкой, где не забыто и русское литературное наследие: все начинается напротив дома Иосифа Бродского и завершается забытой на пирсе книгой стихов поэта. А в сердцевине – драматургия рассыпающихся отношений. Его нахмуренные брови, ее слезы, его молчание, ее просьбы… Все это в фокусе камеры паренька, случайно увидевшего пару на пирсе.
Эти две самодостаточные и ничем не уступающие другим новеллы были вырезаны по результатам исследования на американских фокус-группах, участники которых сочли эти эпизоды непонятными. Прокатчики все же решили дать возможность жителям России и СНГ оценить работу всех режиссеров без погрешности на особенности менталитета.
Каким же получился Нью-Йорк в целом? Он романтичен, красив, но не избегает темы сексуального аспекта любви, как Париж. В то же время все-таки он остается на шаг от вульгарности где-то благодаря эстетично снятой постельной сцене, а в большинстве случаев благодаря ироничному финальному аккорду. Например, в одном из сюжетов на улице встречаются мужчина и женщина. Он дает ей прикурить и, начав разговор, переводит тему с огня зажигалки на огонь страсти, достигая таких интимных подробностей в своих намерениях, что, казалось бы, ей стоит зардеться, дать ему пощечину и уйти. Но она невозмутимо курит и цинично улыбается. Словесная дуэль заканчивается тем, что персонажи сбрасывают маски: «Я - писатель» – «А я – шлюха». Это происходит настолько ненавязчиво, что порнографическая приторность слов писателя перестает возмущать, она отступает перед закадровой биографией проститутки. А на первый план выходит нелепость всей ситуации.
Музыкальное оформление фильма также отлично от «парижского», где музыка была фоном, настроенческой интонацией каждой новеллы. Здесь музыка очень самостоятельна, в некоторых зарисовках она стала компонентом смысла, как, например, в сюжете с бывшей оперной певицей, где о ее профессии зритель узнает, сопоставляя намеки во фразах портье и классическую музыку. Когда же вступает женский оперный вокал, картинка становится совсем четкой. Также органично звучат и песни современных музыкальных групп, например «No surprises» Radiohead во фрагменте про мужа и жену, разыгрывающими целый спектакль друг перед другом, чтобы придать новый вкус отношениям.
Основной вид транспорта – такси. Основной вид ходьбы – быстрый, но аккуратный, чтобы не столкнуться со встречным потоком людей. Основной тип освещения – ночная иллюминация, размытая в разноцветные круги и вспышки. Самый близкий человек – первый встречный. Самое остро испытываемое чувство – любовь.
Татьяна Настина |
31.10.2009
|
|