|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Кино >> |
«Книга мастеров»: Диснеюшка-дурачок |
Студия Disney современными спецэффектами возродила жанр русской народной киносказки, представив свой первый российский проект – фильм «Книга мастеров».
30.10.2009 Категория: Кино |
Студия Disney современными спецэффектами возродила жанр русской народной киносказки, представив свой первый российский проект – фильм «Книга мастеров». Впрочем, магию мышиного имени затмевает то, что это еще и первая «большая» отечественная киносказка чуть ли не за двадцать лет. В эти непростые двадцать лет молодые родители делились на тех, кто показывает чаду американские мечты, и тех, кто считает, что лучше «Морозко» до сих пор ничего нет. Последнее несколько лицемерно, как и любое утверждение о том, что шедевр не устаревает ни капли. В конце концов, когда сами родители хотят насладиться историческим блокбастером, они почему-то не включают эйзенштейновского «Александра Невского».
Одним словом, новые сказки нужны, а «Книге мастеров» авансов добавляет еще и золотой актерский состав: Лия Ахеджакова, Леонид Куравлев, Валентин Гафт. Плюс современное поколение во главе с Гошей Куценко. Сюжет — солянка из русских сказок, освоенных еще советской киноклассикой, приправленная диснеевскими визуальными роскошествами и шутками-цитатами из современности — в духе «Шрека», но, конечно, скромнее.
На родную деревню Иванушки (дебютант Максим Локтионов) нападают каменные воины (что-то среднее между назгулами и татаро-монголами), ведомые чеканным профилем Артура Смольянинова. Похищенный и завезенный в бескрайний лес Иванушка с головой окунается в русские сказки — с русалкой, Кащеем и Бабой-Ягой. Ну а вынесенная в название книга мастеров — это коллективная рукопись самых искусных резчиков по камню. Заполучив и прочитав книгу, Иван сам станет первым мастером. На Иванушку-профессионала, оживляющего камни резцом, имеет — явно с дурными намерениями — виды местная Хозяйка Медной горы — зачарованная и заточенная в башне Каменная Княжна (Ирина Апексимова). А на голубые глаза и белокурый чуб Иванушки имеют виды сразу две девицы — капризная барская дочка и мрачная девочка-ведьма. Лия Ахеджакова, разумеется, играет Бабу-Ягу — с забавными кошачьими усиками (говорят, придуманными самой актрисой). Русский дух — это не только прибаутки и сарафаны, но еще и вечное стремление завуалированно или не очень пошутить на злободневные темы.
Социальный юмор здесь, увы, в основном бородатый: телега с колокольчиками «бенц-бенц-бенц», изба в местечке «Рублевка» (рядом прорубили просеку) и так далее. Впрочем, «Книга» пересыпана разнообразными цитатами. И из школьной хрестоматии — оттуда явился тридцать четвертый богатырь (пятиминутное появление Михаила Ефремова в женском парике с локонами), уволенный дядькой Черномором, потому что не поместился в пушкинский слог. И из мирового кино — есть шутка про «руки-ножницы», да и неприличное сходство быта Каменной Княжны с «Властелином колец» тоже хочется считать ироническим. Здесь иронизируют и над устройством волшебной сказки — зачины про «добрых молодцев» произносят скороговоркой, сбиваясь на «и так далее», особенно своей сказочностью тяготится говорящий конь с голосом Сергея Гармаша.
Есть и попытка увязать сказочный арсенал с техническим миром, в котором живут маленькие зрители: путеводный клубок превращается в GPS-навигатор, а забор вокруг избушки Бабы-Яги пищит автомобильной сигнализацией.
Современность-злободневность у «Книги мастеров», с одной стороны, слишком робкая, чтобы по-настоящему забавлять взрослых. А с другой стороны — достаточно назойливая, чтобы в тональности волшебной сказки фильм регулярно фальшивил.
Дебютант Максим Локтионов в главной роли Ивана, все время вынужденного объяснять, что он не дурак и не царевич. Возможно, дело в том, что в сказках у нас давно не тренировались, но все артисты старшего поколения играют что-то из репертуара 90-х. Вот Лия Ахеджакова в роли Бабы-Яги изображает замотанную советскую тетеньку. Валентин Гафт — и вовсе обитателя Брайтон-Бич с оборотами вроде «пророчество-шморочество». Ирина Апексимова в роли Каменной Княжны больше всего похожа на вдову большого бандита — из тех же 90-х. Барин (Леонид Куравлев) пародирует регионального чиновника с советскими замашками. В итоге все в своих сказочных костюмах выглядят по-телевизионному ряжеными. А для того, чтобы это стало органичным, «Книге» не хватает наглости и дури.
Органично в стебном мире на границе сказки и современности себя чувствует только Кащей Бессмертный (Гоша Куценко).
Молодые актеры, играющие Ивана-мастера и его воздыхательниц — капризную барскую дочку Клаву и девочку-ведьму Катю, не поражают воображение, но и особо не фальшивят. Кстати, исполнительница роли Клавы явно ориентировалась на Марфушу-Чурикову в «Морозко»; мрачная дочка Княжны похожа на Дженнифер Коннели в «Лабиринте», а исполнитель роли Ивана — на Оксану Акиньшину.
Визуально «Книга мастеров» вышла несколько аляповатой, но это как раз можно списать на замысел и тему. Волшебный мир — в котором, нырнув в замшелый колодец, из русской сказки через другие измерения переносятся в бюджетную версию голливудского фэнтези, — похож на дурной, но увлекательный детский сон, а это оправдывает и несколько сумбурный сюжет. В любом случае, дети к сумбурности сюжета обычно не придираются.
Бюджет в восемь миллионов долларов предупреждает, что сногсшибательной графики не будет. Но вопроса «Где деньги?» не возникнет даже у придирчивых зрителей — выглядит «картинка» вполне приятно, а местами даже эффектно. Да и сам фильм, несмотря на ощутимые недостатки, оказался вполне качественным, хотя и несколько искусственным продуктом (видимо, так сказался контроль Disney). Одним словом, на крепкие три звезды из пяти.
Елена Полякова www.ngs.ru |
30.10.2009
|
|
|
|
|
|
|