|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Музыка >> |
Арсений Трофим воскресил тапера |
В Новосибирске с переменным успехом прошли гастроли «Современного таперского кинозала». Арсений Трофим давал три таперских концерта.
24.09.2009 Категория: Музыка |
Человек XXI века вновь покусился на кино начала XX-го. На этот раз реконструировать эпоху «великого немого» в Новосибирске попытался питерский музыкант Арсений Трофим со своим проектом «Современный таперский кинозал» — единственным постоянно действующим и непрерывно гастролирующим таперско-композиционным проектом в России.
При помощи пианино и синтезатора 23-летний популяризатор полузабытой профессии озвучил чаплинские «Огни большого города», первые киноэксперименты авангардистов и немецкую анимацию столетней давности.
Дав на прощание мощный стиляжий залп, отгремела мода на советское ретро. Позабыты атрибуты уютных 1960-х, позаброшена эклектика фасонистых 1970-х, остались не у дел потрепанные звезды перестроечных дискотек. Новый тренд сезона — 1900-е и примыкающие к ним десятилетия. Возвращаются богемные радости рубежа веков, расцветают малые театральные формы и многокрасочное зрелищное искусство, появляется интерес к немому кинематографу и, как следствие, возникает необходимость в его современной звуковой интерпретации. На сцену вновь выходит тапер. Однако статус этой профессии повышается. Из обычного пианиста-импровизатора он превращается в своего рода медиума, арт-посредника между той и этой эпохой. Отныне ему предстоит не столько озвучивать раритетные ленты, сколько очерчивать средствами музыкального языка нулевых место немого фильма в современном мире.
Профессия тапера появилась во второй половине XIX века. Сначала таперам (по специализации преимущественно пианистам) приходилось обеспечивать музыкальное сопровождение на балах, вечерах и танцах. Затем мобильные импровизаторы перешли на «озвучку» немых фильмов, а с появлением звукового кино практически исчезли за ненадобностью. В конце прошлого века профессия возродилась в своей первой ипостаси — как модное и неплохо оплачиваемое дополнение к светским тусовкам и банкетным па-де-де. В начале века нынешнего в таперы идут не за деньгами, а ради удовольствия. Как правило, это востребованные музыканты, готовые на эксперимент.
«В моей работе осуществляется «живое» взаимодействие кино и музыки. Сейчас многие композиторы работают в подобном ключе, но не объединяются для этого в группы целенаправленно», — уверяет автор «Современного таперского кинозала» Арсений Трофим и ошибается. Взять хотя бы питерский проект «Немое кино + живая музыка», демонстрировавший первый фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари» в таперском сопровождении композитора-авангардиста Андрея Сизинцева (обычно работает с театрами «Дерево» и «Ахе»), музыканта группы «Аквариум» Андрея Суротдинова и пианиста Александра Лыгуна (саунд-дизайнер режиссера Андрея Могучева). Кемеровские и томские музыканты осуществляют синтез «великого немого» и современной музыки в рамках фестиваля Tapeur: в основе игровые и анимационные фильмы первой половины XX века, в качестве музыкальной интерпретации видеоряда — электронная и акустическая музыка. В Новосибирске за таперское дело несколько раз брался композитор Анатолий Дериев. Просто, в отличие от «Современного таперского кинозала», нацеленного на постоянный репертуар и регулярные выступления, эти таперские проекты, по сути, являются разовыми акциями.
«Современный таперский кинозал» появился полтора года назад как «попытка открыть новые возможности утраченной профессии за счет тех музыкальных стилей и течений, которых в начале XX века еще не было. Автор идеи и исполнитель — молодой музыкант из Нарьян-Мара, окончивший областное музыкальное училище в Архангельске и не так давно ставший студентом Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Организаторы гастролей «СТК» обычно представляют его дюже пафосно: «Арсений — одаренный молодой пианист, педагог, поликомпозитор и тапер. Он уже 16 лет пишет академическую и интеллектуальную электронную музыку, является автором музыкальных произведений, которые дали новую жизнь немому кино — от классических шедевров Чарли Чаплина, Бастера Китона и Карла Дрейера до экспрессионистских и авангардных экспериментов Жермен Дюлак, Луиса Бунюэля, Ман Рэя, Рене Клера и других гениальных режиссеров».
Впрочем, в Интернете про господина-тапера можно найти формулировочки и похлеще: «Арсений Трофим — элемент прогрессивного звена современной молодежи. Музыка его эмоционально-образно-динамична и глубока, способна тронуть разум как молодежи, так и зрелых ценителей музыкального искусства. Выходец из далекой провинции взорвал Петербург куртуазностью и силой мышления, движения. Ему есть что предложить не только ищущим, но и уже нашедшим».
Сам куртуазный взрыватель Северной столицы столь же скромен, как и его адепты. На фотографиях в Интернете музыкант появляется в основном с обнаженным торсом, а о себе сообщает следующее: «Прозаик, Поэт, Композитор. Читать начал в шесть лет. Прочитал десятки книг, после чего в десятилетнем возрасте решил изучать обратную сторону чтения — воплощение собственных мыслей. Тогда у меня была пишущая машинка, которая и стала первой подругой. Считаю, что обладаю высоким уровнем понимания русского языка, сохраняю чистоту речи, всю жизнь занимаюсь повышением уровня владения русским языком. Сильное влияние на меня оказали десятки гениев литературы, среди которых хочу выделить следующих: Даниил Хармс, Владимир Сорокин, Сергей Лукьяненко, Джеймс Джойс, Дуглас Коупленд, Лермонтов, Генри Миллер».
Что касается таперской деятельности, то в этом деле Арсений Трофим не выделяет ни вдохновителей, ни конкурентов, хотя полагает, что «тапером может быть любой, кто умеет играть на пианино хоть чуть-чуть». Специфика его выступлений заключается в четырех пунктах. Первое: он работает только с тем киноматериалом, к которому изначально не было написано музыки. Второе: он не озвучивает, а заново пишет музыку к игровым и анимационным немым фильмам, тем самым участвуя в создании этого фильма. Третье: для каждой киноленты он подбирает не только особенное произведение, но и свой инструмент, будь то рояль, диджейские вертушки или компьютер с музыкальными семплами. Пятое: в своих выступлениях Арсений Трофим использует множество стилей — импрессионизм, экспрессионизм, минимализм, авангард, Electronica (образная электронная музыка), Ambient (пространственная электронная музыка), IDM (сложно-ритмическая электронная музыка), Noise (шумовая музыка) и Experimental (экспериментальная электронная музыка), а импровизации в зависимости от фильма-основы уделяет от 10 до 90 процентов выступления.
В Новосибирске Арсений Трофим давал три таперских концерта. Два («Огни большого города» Чарли Чаплина в «Бродячей собаке» в рамках вечеринки «Начало. 1900-е» и анимационный фильм Лотте Райнигер «Приключения принца Ахмеда» в Rock City) прошли с успехом, а один (вечер экспериментального немого кино в фан-клубе «Горизонт» с «Путешествием на Луну» Жоржа Мельеса, «Андалузским псом» Дали и Бунюэля и «Осенними туманами» Дмитрия Кирсанова) не собрал даже десятка зрителей. Сказались отсутствие рекламы и неудачное для проведения подобных мероприятий место. Впрочем, организаторы проекта отнеслись к неожиданному антианшлагу спокойно. «Нас в России хорошо знают: ведь мы играем в неприлично знаменитых местах. Но это не коммерческий проект и не основная моя работа. Огромной прибыли таперский кинозал не приносит. В лучшем случае мы работаем на самоокупаемость», — пояснил Арсений Трофим.
Почему подобные «Современному таперскому кинозалу» не срывают банк, объясняется просто. Как ни крути, старое немое кино под таперское сопровождение — увлечение для избранных, эстетская забава, в которой широкие массы не нуждаются. И дело не в профессионализме исполнителя и уровне зрелищности, хотя посмотреть в случае с «Современным таперским кинозалом» есть на что. Единственный минус всего этого музыкально-кинематографического мероприятия — уровень организации. Когда анонсирование концертов сопровождается словами: «Не стоит думать, что это занудный монотонный концерт на манер филармонии! Все как раз наоборот!» — хочется спросить, в каком таком махровом году организаторы в последний раз побывали в филармонии, и бывали ли они там вообще? Сам себя не похвалишь, понятное дело, весь день, как оплеванный, но профессиональную этику, кажется, пока никто не отменял.
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь» |
24.09.2009
|
|
|
|
|
|
|