|
последние статьи >> полный список статей >> статьи категории Изо >> |
«Синие носы» заставили посмотреть дальше собственного носа |
Выставка современного искусства «Смотри!» – знаковое событие Первого международного молодежного форума «Интерра»в области культуры. Она разместилась в строящемся здании театра Сергея Афанасьева.
12.09.2009 Категория: Изо |
Выставка современного искусства «Смотри!» – знаковое культурное событие не только Первого международного молодежного форума «Интерра», но и всего 2009-го года. Коллекция, создаваемая н-скими представителями актуального искусства на протяжение 2000-х, увидела свет. Она разместилась в строящемся здании театра Сергея Афанасьева. Неизвестно, когда здесь откроется театр, но вернисаж уже открылся, спровоцировав движение общественности и власти вокруг этой темы.
Триумф целующихся милиционеров
Раскрашенный во все цвета радуги тромбонист напротив оперного театра и на фоне строительных лесов выдувает «Очи черные». Народ приплясывает на деревянных мостках, ведущих куда-то в казематы. Женщина из толпы требует аккомпанемента к песне собственного сочинения. Фотографы скачут вокруг уличного оркестра. И вот толпа замирает, задрав головы вверх.
В нише третьего этажа, эффектно задрапированного зеленой строительной сеткой, появляется главный актуальный художник Новосибирска и всея Руси Слава Мизин. Невозмутимо и как-то отрешенно обозрев окрестности, он выпускает из широких штанов снопы разноцветных искр и клубы дыма. Грохот, вопли, аплодисменты. «Если он так эффектно кончает, то интересно, как же он начинает?» – задается вопросом один из музыкантов. Перформанс «Фейерверк», с которым знаменитая н-ская арт-группа «Синие носы» объездила пол-мира, предваряет эпатажную экспозицию, разместившуюся на трех этажах долгостроя.
Главные персонажи здесь, конечно, «Синие носы». Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Константин Скотников, Евгений Иванов бродят среди своих произведений, одни из которых сделаны на коленке, а другие напечатаны в современной фотолаборатории. Впервые в Новосибирске в одном пространстве представлено то, что они натворили за десятилетие своей деятельности. Плюшевые игрушки, телепузики, обезьяны, культовые киногерои социализма, дивы западного экрана, политики, террористы – все в одной упряжке. Ну конечно, скандальные «Целующиеся миллиционеры», застывшие в объятиях на фоне березовой рощи, те самые, которых тогдашний министр культуры Александр Соколов назвал «позором России», – на самом почетном месте. А дальше – целующиеся балерины. Они – символ «Смотри!». Целующиеся десантники. И даже железнодорожницы. «Эра милосердия» охватила все социальные слои. Темы актуальных художников провокационны, как и их персонажи.
Они сделали искусство нулевых!
Как заявили организаторы, «Интерра – это промо-акция региона по демонстрации его инновационных возможностей», ключевое слово форума – «инновация», а его культурная составляющая была объявлена как равноправный компонент. Главные составляющие этого компонента, каждый из которых может считаться самодостаточным, – этнофестиваль «Живая вода», отметивший в этом году десятилетний юбилей, но с самого начала своего появления на Алтае считавшийся инновационным, а также фестиваль уличных театров «Три вороны» и выставка современного искусства «Смотри!», организованные в Новосибирске впервые. Инновационные идеи рождаются на стыке жанров – самые сумасшедшие предложения тому только способствуют. Потребовалось изрядное креативное мышление, чтобы придумать совершенно новые проекты. Значимость «Интерры» в том, что она спровоцировала эту потребность.
Не успев стать театром, недостроенное здание в центре города превратилось в выставочные залы. Но спектакль там все-таки был показан – именно в рамках «Смотри!» Это постановка не из репертуара НГДТ, а авторский проект молодого артиста Артема Находкина с названием, вполне соответствующим актуальному искусству – «Я фильм «Ирония судьбы или с легким паром» ни разу до конца не видел». И этот моноспектакль, и композиции Романа Столяра и пионеров новосибирской электронной музыки Nuclear Losь, и фрагмент постановки «Шепот в темноте» художественного руководителя балета НГАТОиБ Игоря Зеленского вполне уживались с работами актуальных художников. Более 100 квадратных метров фотографий, шесть плазменных экранов, три видеопроектора, десятки часов видео давали понять, что пора бы contemporary art, вне зависимости от его репутации в народе, выходить из подполья.
«Смотри!» с подзаголовком «Как мы сделали искусство 2000-х» – самый крупный в Новосибирске выставочный проект актуального искусства за всю его историю. Выставки этого направления время от времени у нас проводились, но хаотично, раздробленно и на временных площадках. Например, в осыпающемся ДК имени Заволокина, на лестнице бара «Арт-дача» или в гараже «White Cube Новосибирск». Такие площадки и не должны быть респектабельными – каково искусство, сделанное на коленке, таковы и стены, его приютившие. Кирпичная кладка, неоштукатуренные стены, цементный пол, завешанные целлофаном окна недостроенного театра весьма сочетаются с идиотскими выходками актуальных художников, которые делают искусство из всего, что валяется под ногами. И все же пока не будет постоянного помещения, как у нормального музея, не будет и актуального искусства как нормально развивающегося организма.
– Если архитектура считается застывшей музыкой, то в консервативном Новосибирске сыграли «Мурку». А в современном искусстве у нас даже не «Мурка», а «Чижик-Пыжик», – сетует лидер группы «Синие носы» Вячеслав Мизин.
Парадокс в том, что главные персонажи «Смотри!» – группа «Синие носы», родившаяся в Новосибирске десять лет назад, снискала и славу, и деньги, и награды, но за границей. Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский Музей, Московский музей современного искусства, Центральный выставочный зал «Манеж» и Центр современного искусства М’АРС в Москве, «Росткунстбау» и в Постфурамте в Берлине, музей МАК в Вене, музей Киасма в Хельсинки, Национальный музей в Осло, Национальный музей в Баден-Бадене, Национальная галерея Захета и Центр современного искусства «Уездовский замок» в Варшаве, Центр современного искусства в Вильнюсе, галерея «Уайт-бокс» в Нью-Йорке – далеко не полный список залов, где они выставлялись. Галеристу Анне Терешковой пришла идея организовать «Смотри!» в недостроенном здании театра Сергея Афанасьева, чтобы, во-первых, привлечь внимание властей, во-вторых, показать это искусство в полном объеме.
– Я давно мечтала представить в Новосибирске срез нашего современного искусства, которое широко известно на Западе, а здесь его не знают. Ребята, говорила я им, когда найду хороший подвальчик, я вас покажу. И вот я ночь не спала, а наутро прихожу к Сергею Афанасьеву, говорю, что у меня родился проект – сделать выставку в вашем недостроенном театре. Его первая реакция: гениально! После чего все закрутилось, завертелось вокруг этого, художники, архитекторы, дизайнеры, артисты, журналисты – все подключились и работали практически без денег, – рассказала Анна Терешкова накануне открытия проекта.
Новые юродивые дают жару
Пока у нас их признает узкий круг посвященных, а большинство не понимают, и это чувство гораздо агрессивнее, чем равнодушие. Художники-традиционалисты приходят, осматривают, пожимают плечами: «Взрослые мужики дурака валяют. Сляпали поделку и выдают за искусство». Ну да, «Синие носы» раздеваются до трусов, в морозный ноябрьский день выходят к собору Василия Блаженного и позируют фотографу. Сплошной цинизм. Это «Новые юродивые». Или, опять раздевшись, но теперь уже закрыв лица масками политиков, снимаются в непристойных позах. Сплошная порнография. Это «Маски-шоу». Или вот. Темное помещение. Непонятно, что здесь потом будет, гримерка или бар, а пока это цементный мешок, в котором стоит один-единственный предмет – видеопроектор. Ролик снят с положения лежа, изображение идет на потолок, где… Как бы это покультурнее выразиться. Когда теннисистка носится по корту с ракеткой, издавая вопли сексуального характера, редко кто из мужиков не мечтает спрыгнуть с трибун, улечься на траву и пялиться ей под юбку. Эту совершенно секретную непристойность «Синие носы» выволокли на свет божий. Вернее, не на солнечный свет, а в пустую комнату, где зритель оказывается наедине с собственными фантазиями.
– «Смотри!» – это не чудесненько, не красивенько, не гламурненько – это жестко. В первую очередь эта площадка рассчитана на молодежь, которая склонна к отрицанию, но способна задумываться – и меняться, – считает Анна Терешкова.
– Не скажу, что я поклонник этого направления, но жить так свободно, как эти ребята, мало кому удается, – оценивает художественный руководитель НГДТ Сергей Афанасьев.
– В художественном музее температура нормальная, 36,6, а здесь на несколько градусов выше, – замечает самый продвинутый н-ский искусствовед, а ныне директор Ханты-Мансийского музея Владимир Назанский, имея в виду международную биеннале графики, параллельно проходившую в художественном музее, за пару кварталов отсюда.
Современное искусство, которое точнее было бы называть актуальным, – это злободневные высказывания, которые пробирают зрителей до костей. Они эпатируют, возмущают, отторгают, провоцируют на скандал, потому что вытаскивают на поверхность то, в чем мы не хотим признаваться самим себе, отражают жизнь без бантиков и эвфемизмов – и доводят ее проявления до абсурда. Идиотизм повседневности в интерпретации «Синих носов» выглядит как пощечина общественному вкусу. «"Синие носы" поставили перед нами зеркало, и выяснилось, что вместо головы у нас – пиво, сигареты и Бен Ладен. Очистим свои мозги от мусора!» – провозглашается на сайте guelman.ru. «Голая правда/Современная история глазами обывателя» – называлась их экспозиция на московском Винзаводе, но обывателю не было охота признавать в этих уродах себя, о чём свидетельствуют дискуссии в блогах. А самым громким можно считать разразившийся два года назад скандал, когда тогдашний министр культуры Александр Соколов назвал работу «Целующиеся милиционеры» порнографией и позором России. И приложил все усилия к тому, чтобы творения «Синих носов» были вычеркнуты из списка экспозиции, подготовленной отделом новейших течений Третьяковской галереи для парижской выставки «Соц-арт. Политическое искусство из России». Как сообщают сами «Синие носы», Минкульт не пустил в Париж более 50 их работ. Началась серия судов, благодаря чему «Целующиеся милиционеры» стали самой известной работой российского соц-арта.
Долой пшенную кашу!
После выставки «Смотри!» н-ские власти впервые не только согласились с необходимостью создать в Новосибирске музей современного искусства, но и стали применять конкретные шаги. В частности, губернатор Виктор Толоконский, подведя уроки «Интерры», дал департаменту культуры поручение до конца сентября найти постоянное помещение.
– Чем больше будет запретных тем, тем менее культурным будет город. Можно по-разному относиться к творчеству «Синих носов», актуальные художники и чиновники в одной упряжке – вещь несусветная, не скажу, что мне все понравилось на этой выставке, отношение к ней неоднозначное, но важность проекта в том, что он объединил необъединяемое. И показал, сколько в Новосибирске необычных людей. Стало ясно, что наш город созрел для центра современного искусства. Такой центр, представляя различные спектры искусства, поможет аудитории сформировать вкус. А его не сформируешь, если тебя будут кормить одной пшенной кашей. Нужно учиться выбирать, – анализирует значение проекта «Смотри!» руководитель областного департамента культуры Наталья Ярославцева.
В конце сентября Анна Терешкова планирует поездку на московский Винзавод, где расположились выставочные площади contemporary art. Центры современного искусства в заброшенных промзонах широко распространены в мире, а в России этот тренд появился всего лет пять-шесть назад. Сегодня московский арт-кластер «Винзавод» и питерский Лофт Проект «Этажи» – самые мощные в России центры современного искусства. Недавно арт-кластеры открылись в Поволжье на территории бывших мукомольных заводов – «Элеватор» в Нижнем Новгороде и «Арт-Полис» в Самаре. Здесь проходят фестивали современного искусства, цель которых – дать развитие территориям города, утратившим свою первоначальную функциональность, но оставшимся исторически и художественно ценными.
Дошла очередь и до Новосибирска. После «Интерры» Наталья Ярославцева публично заявила, что департамент культуры начинает поиск подходящего помещения для современного искусства. Будем надеяться, что к следующей «Интерре», которую губернатор намеревается сделать традиционной, центр современного искусства впустит посетителей, а театр Сергея Афанасьева отметить новоселье.
Яна Колесинская |
12.09.2009
|
|