С 1 января в Новосибирской области функции регулирования тарифа, которые на муниципальном транспорте раньше осуществляла мэрия, а на коммерческом транспорте — сам частный собственник, взял на себя департамент по тарифам регионального правительства. Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов 13 декабря заявил, что первый акт регулирования выразится в подорожании муниципального транспорта в среднем на 1 рубль. Частных перевозчиков предполагается наоборот заставить снизить тариф с 16 до 14 рублей. Коммерсантов эта новость привела в оцепенение, а опрошенные НГС.НОВОСТИ экономисты теперь сравнивают новосибирский городской транспорт с естественными монополиями.
«С 1 января 2011 года тариф на проезд в трамвае и троллейбусе составит 12 руб., в автобусе — 14 руб., в метро — 15 руб., — сообщил министр транспорта Николай Симонов. — Тариф на автобус будет единый. По частным перевозчикам, у которых тариф на сегодня от 14 до 16 руб., я думаю, что он будет снижен». Департамент по тарифам Новосибирской области направил 14 декабря в редакцию НГС.НОВОСТИ официальный ответ на вопрос, что дает ему право регулировать тариф на городском транспорте, и в том числе на коммерческом. В ответе перечислены несколько областных законодательных актов и даже постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Председатель комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков рассказал, реформа тарифов готовилась давно: еще 1 мая 2010 года транспортникам были даны указания предоставить департаменту тарифов информацию о своих затратах.
«Перевозчики показали свои затраты, и департамент пришел к выводу, что они предполагают тариф на проезд в автобусе 14 рублей», — сказал Сергей Титков.
«У нас есть частные перевозчики и муниципальные. В законе нет понятия «коммерческий перевозчик». Они работают на одном поле, по одним и тем же правилам, ничем не отличаясь, — поясняет депутат Титков логику законодателей. — Сегодня частный перевозчик получает за перевозку льготного пассажира 8 рублей. В связи с тем, что государственное регулирование определило тариф на автобусах 14 рублей, то мы будем возмещать любому перевозчику 14 рублей». Одновременно областные власти решили ограничить проезд льготников 30 поездками в месяц. «В 2011 году, как и в нынешнем, мы направим на эти цели 385 миллионов рублей», — заявил губернатор Василий Юрченко.
Депутат Сергей Титков уверен, что частные перевозчики не могут проигнорировать установленный департаментом тариф: «Они не могут, потому что им предписано. Для массового пассажира тариф будет снижен с 16 до 14 рублей».
Господин Титков приветствует сворачивание рыночных механизмов на городском транспорте: «У нас социальное государство, мы ограничиваем прибыль этих предприятий, потому что пассажирский транспорт входит в сферу регулирования. Мы устанавливаем тариф 14 рублей и если захотим, чтобы поездка стоила 12 рублей — будем перевозчику доплачивать из бюджета по 2 рубля». У законодателей есть опасения, что бизнес может уйти из этой отрасли, но они считают, что надо «решать государственную задачу». Господин Титков считает, что перевозчики возместят свои потери от общего тарифа — 2 рубля с каждой поездки, получая по 6 рублей из бюджета за перевозку каждого льготника. По его оценкам, таких пассажиров у частных перевозчиков до 30 %. Если теперь перевозчики — муниципальные или частные — захотят повысить стоимость проезда (например, из-за резкого роста стоимости ГСМ), им придется сначала подавать документы в департамент, а он планирует пересматривать тариф не чаще одного раза в год.
Окончательные тарифы, по которым городской транспорт Новосибирска будет работать в 2011 году, профильный департамент рассчитывает принять до конца этой недели. По другой информации — в понедельник.
Директор группы компаний ПАТП (автобусы большой вместимости № 1064 и 1264) Николай Самойлов говорит, что будет вынужден понизить стоимость проезда, если того требует закон Новосибирской области: «Мы сейчас пытаемся доказать другой тариф. Если будет принято 14 рублей, у меня такое ощущение, что мы не сможем выжить». У группы ПАТП получился обоснованный тариф на следующий год 19 рублей, но в департаменте, по словам Самойлова, почему-то учли только половину лизинговых платежей за новые автобусы и только 20 % расходов на топливо без учета роста акцизов с 1 января: «У меня есть ощущение, что мы не выдержим. Я не знаю, что придется делать. Автобусы находятся в лизинге, и если у меня начнутся проблемы, лизинговая компания их просто изымает».
Частный перевозчик говорит, что пройдет месяц-два, и ему вместе с коллегами придется просто сворачивать бизнес и уходить с рынка.
Департамент по тарифам Новосибирской области в своем официальном ответе в редакцию НГС.НОВОСТИ сообщил, что перевозчикам, которые не захотят подчиниться регулированию тарифа, грозит административная ответственность по статье 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» (штраф на должностное лицо по ч. 1 — 50 тыс. руб., на юридическое лицо по ч. 2 — 100 тыс. руб.).
Специалист по организации городского транспорта доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин уверен, что единый тариф для всех перевозчиков — это шаг вперед: «Тариф должен формировать заказчик, и это шаг к тому, чтобы сделать единый тариф на всех видах общественного транспорта и в перспективе сделать тариф на сетевую поездку». Заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» (г. Москва) Владилен Прокофьев категорически не согласен с решением новосибирских властей: «Это противоречит нормам российского законодательства. Частные извозчики имеют право сами формировать стоимость проезда. Говорить о какой-либо конкуренции уже не приходится: бизнес либо уйдет с этого рынка, либо тарифы будут необоснованно завышаться. Качество услуги и самого подвижного состава будет при этом неуклонно падать». Господин Прокофьев сравнивает городской транспорт с регулируемым тарифом с коммунальным сектором и монополией на железной дороге.
Константин Пономарев, www.ngs.ru |