28 марта
2024
четверг
Информационный Портал Сибири
 




Афиша городов Сибири

БарнаулБарнаул
КемеровоКемерово
НовокузнецкНовокузнецк
НовосибирскНовосибирск
ОмскОмск
ТомскТомск


Подробности:

Театр
Кино
Изо
Литература
Музыка
Персоны
все рубрики >>
последние статьи >>
полный список статей >>
статьи категории Театр >>

Безумный день, или развод Пьера

Театр «Красный факел» превратил французскую комедию положений в русскую психологическую драму.

14.12.2010
Категория: Театр

Новосибирский академический театр «Красный факел» превратил французскую комедию положений в русскую психологическую драму. Премьера спектакля «Ужин с дураком» состоялась в середине декабря.

«Видите, Шура, что можно сделать из швейной машинки Зингера!», – заметил товарищ Бендер совсем по другому поводу, но эту сентенцию вполне можно применить к спектаклю театра «Красный факел». «Ужин с дураком» – не самая лучшая пьеса Франсиса Вебера, и перевод Михаила Полищука не добавляет ей шарма. Текст вялый и блеклый, в нем нет ни одной остроты, ни одного афоризма: абсолютно не за что зацепиться просвещенному уму. Сюжет надуманный и абсурдный, смешно, но не очень: жена ушла, но вернулась, дурака гонят, но он не уходит. Однако приглашенный из «Первого театра» молодой режиссер Павел Южаков прочитал «Ужин с дураком» как грустную историю взаимоотношений не очень счастливых людей, а чтобы она прозвучала внятно, значительно ужал и перелопатил первоисточник.

Постоянный соавтор Павла Южакова сценограф Николай Чернышев, работая с малобюджетными спектаклями «Первого театра», наловчился строить терема из трех дощечек. Здесь же ему дали развернуться совсем в другую сторону. Техническая оснащенность «Красного факела» позволила не ограничивать себя в возможностях. Художник создал среду, которая характеризует персонажей еще до их появления. Слитки небоскребов нависают над городом и выглядят как одушевленные существа, взаимодействующие со своими жителями. Громадный самолет чуть не сшибает крылом пейнтхаус, где роскошествует успешный издатель Пьер. Его апартаменты напичканы всевозможными достижениями прогресса с мигающими лампочками и светящимися экранами, главное из которых – скайп во всю стену. Телефонные разговоры персонажей записаны на видео и даны крупным планом, и этот неожиданный, слегка искаженный ракурс дает особый комический эффект, вызывающий хохот зала. Виртуальные персонажи столь колоритны, что возникает опасность, как бы они не переиграли реальных. Чего стоит одна только скульптурная группа вип-персон во главе с директором «Красного факела» Александром Кулябиным, вольготно развалившемся в кресле с сигарой: «Не подведи нас, Пьер».

Пьер не подвел. И Франсуа не подвел. Владимир Лемешонок и Сергей Новиков превращают пустяковую комедию положений в русскую психологическую драму, но не перегружают ее надуманными проблемами, оставляя простор для юмора. Они играют историю о любви, мужской дружбе, взаимопонимании и его отсутствии, роскоши родственного общения и убогости общения вынужденного. Их герои совсем иной весовой категории, чем предстают они в фильмах Вебера: сочувствуешь не слабому, как обычно персонажам Пьера Ришара, а сильному, который оказывается совершенно беззащитным перед разрушительной тупостью оппонента.

Комедия «Ужин с дураком» перекликается с другим краснофакельским спектаклем, поставленном по пьесе Тургенева. В «Нахлебнике» аналогичная ситуация и такой же расклад: Владимир Лемешонок – хозяин дома, Андрей Черных – его сосед, Сергей Новиков – маленький человек, над которым потехи ради измываются участники обеда. Гость, спаивающий милейшего старика, столь отвратителен, что хочется срочно набить ему морду. Нахлебник действительно становится жертвой воинствующего хамства. Но в «Ужине с дураком» объект насмешек их вполне заслуживает. Может быть, Сергей Новиков впервые сыграл человека, симпатия к которому не может длиться более пяти минут.

А чего ему сочувствовать! Ему вполне комфортно в предложенных обстоятельствах. Тычет во все кнопки, суется во все дырки – в чертогах Пьера ему интересно, как ребенку в царстве игрушек. С таким же интересом, даже любопытством, Франсуа принимает активное участие в судьбе Пьера, вне зависимости от того, просят ли его об этом или гонят прочь. А уж с каким упоением он вещает о несущих конструкциях! Пылая страстью к склеиванию спичечных макетиков, он умудряется вызвать идиосинкразию к предмету своего обожания, потому как патологически навязчив и не имеет ни малейшего представления о чувстве меры.

И не надо сравнивать Франсуа с ребенком. Ребенок быстро просекает, с кем нельзя играть, и заявляет прямо: «Дядя Петя, ты дурак?». А субъект с заниженным интеллектом даже не догадывается, что его разводят. С него все как с гуся вода. Напыщенное ничтожество дождалось своего звездного часа, когда после короткой перепалки выясняется, что никто, кроме него, не может сделать важный звонок. Преисполненный ощущением собственной значимости, он то скромно опустит глазки, то красноречиво взглянет на собеседников, предвкушая минуту славы. Но услужливый дурак хуже врага. Враг наносит удар преднамеренно, это можно предвидеть, дурак – из самых добрых побуждений, тем и опасен. «Таких людей я часто встречаю в жизни, – сказала одна умная зрительница. – От них добра не жди. Поэтому я стараюсь максимально дистанцироваться от них».

Пьер считает, что дистанцироваться он успеет, а пока изучает Франсуа как редкий экземпляр, особую породу. Он обладает ироничным отношением к глупости во всех ее проявлениях, но ирония постепенно сменяется у него обалдеванием от этой самой глупости. «Мировой класс!» – восхищается Пьер, ни ушам, ни глазам своим не веря, что человек может быть до такой степени неадекватен. Он разглядывает своего гостя с таким же любопытством, как тот – Magic hole или надувной бассейн, еще не зная, какой головной болью это для него обернется. «Франсуашечка» выставляет за дверь жену Пьера, дает наводку финансовому инспектору – не много ли подлянок за один день? Вопрос, кето кого развел, остается закрытым.

Впрочем, Пьер сам спровоцировал этот дурдом, вот и получил прострел в спине. Физические болезни обостряются, когда из жизни уходит гармония. Тут и обнаруживается, что Пьер далеко не так благополучен, как себя позиционирует. Вначале он появляется на сцене исполненный самодовольства, пританцовывает с клюшкой для гольфа, с упоением скользит по паркету из египетского палисандра, легким движением руки избавляется от усов и бороды, отправляя их в Magic hole. Но как близко, оказывается, находятся у него болевые точки, как быстро слетает с него маска холеного сибарита. И как неуместно участие Франсуа, когда лучше всего остаться одному и молчать, молчать, молчать сколько душе угодно.

Франсуа «очарователен, простодушен, трогателен, смешон и великолепен» – сказано в краснофакельском анонсе. Что ж, так и есть, другое дело, для кого так и есть. Такой он – для Марлен, но полная противоположность – для Пьера и его друга Жюста. И если Марлен для Пьера – «безумная истеричка», то для Франсуа она – страдающая женщина. И Наталья Голубничая, и Светлана Плотникова одинаково точно отыгрывают момент, когда между Марлен и Франсуа вспыхивает искра. Вот и встретились два одиночества, вот и обрели друг друга родственные души. Найди свою стаю! – рекомендуют психологи. Иди только к тем, кто тебя оценит…

В спектакле есть еще один человек, близкий Франсуа – налоговый инспектор Шевалье. У Олега Майбороды это суетливый истеричный тип с плебейским смехом и неуправляемым холерическим темпераментом. С Франсуа они большие приятели, у них свои ужимки и гримаски, примочки и словечки – это такой кружок по интересам. Пьер и Жюст тоже понимают друг друга с полуслова, полувзгляда, но у них – эмоции иного порядка. И не лезьте к ним пожалуйста, им вдвоем комфортнее. Сколько благодарности в жестах Пьера, который может себе позволить склонить голову на грудь другу. Сколько простого мужского благородства в словах Жюста: «Ты звонишь мне, чтобы узнать, не у меня ли твоя жена?» Жюсту важнее не уязвленное самолюбие, а дружба, которую оказалось возможным вернуть через два года после того, как его жена ушла к его лучшему другу. Сколько тоски в глазах Татьяны Классиной, героине которой никак не удается беспечная бодрящая улыбка.

Одна из пошлых банальностей такова: друзей не выбирают. Еще как выбирают – как и жен. Выбирают тех, кто с тобой одной крови. Главным открытием спектакля становится тема, которая, возможно, звучит цинично: общение лишь тогда плодотворно, когда проходит жесткий искусственный отбор. В противном случае оно отнимает жизненные силы, которые восстановлению не подлежат. «Общение с карликами деформирует позвоночник» – определил Ежи Лец, но Пьер доходит до этого своим умом.

Лишь однажды кажется, что Франсуа небезнадежен. У него наступает просветление, и он проникается состоянием другого человека. Франсуа звонит жене Пьера, разговаривает с ней негромко, задумчиво, не окрашивая свой монолог каким бы то ни было эмоциями, но пропуская через свою душу. Здесь Сергей Новиков играет самого себя, вернее, он такой и есть.

Впервые за весь день Пьер пошутил по-доброму: «Теперь вы меня приглашаете на ужин». Разумеется, ни на какой ужин он не пойдет. Но и сам больше не будет устраивать ужин с дураком. Это пройденный этап.

Яна Колесинская
14.12.2010

Коды для форматирования текста:

[b] текст [/b] - полужирный
[i] текст [/i] - курсив
[u] текст [/u] - подчеркивание
(при желании)


ближайшие праздники

1.04 - День Смеха
2.04 - День Единения народов
12.04 - День Космонавтики
12.04 - Пасха
30.04 - День Пожарной охраны
1.05 - День Весны и Труда
9.05 - День Победы
24.05 - День Славянской письменности и культуры

сервис знакомств

Я
Ищу
От  до  лет
Место жительства:
 c фотографией
 сейчас на сайте

заполнить анкету
© OOO "СибирьИнфо" 2006 г.